Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/69]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
61 Никонъ назначилъ на мѣсто одного изъ умершихъ старыхъ
справщиковъ7з). Въ октябрѣ того же года приказано было приступить къ из¬
данію Слѣдованной Псалтыри, и въ этомъ изданіи рѣшено вы¬
пустить внесенную въ Псалтырь статью о 12 земныхъ покло¬
нахъ при чтеніи великопостной молитвы св. Ефрема Сирина'и
статью о двуперстномъ крестномъ знаменіи. Среди справщиковъ
это распоряженіе возбудило, должно быть, сильное неудоволь¬
ствіе, судя по тому, что вскорѣ послѣ этого, въ ноябрѣ выбы¬
ваютъ изъ ихъ. состава Иванъ Насѣдка, старецъ Савватій и
молодой мірянинъ Сила Григорьевъ. Иванъ Насѣдка, въ иноче¬
ствѣ старецъ Іосифъ, конечно, не могъ сочувствовать новому
направленію въ книжной справѣ, какъ человѣкъ, всегда недо¬
вѣрчиво относившійся къ грекамъ, полагая, что они «позакос-
нѣли отъ перваго преданнаго имъ чина»; старецъ же Савватій
былъ другомъ и единомышленникомъ Ивана Неронова, тоже не
особенно расположеннаго къ грекамъ. Увольненіе. этихъ справщиковъ, въ виду ихъ близости къ
кружку Вонифатьева и Неронова, не могло не вызвать нѣкото¬
раго неудовольствія въ этомъ кружкѣ, уже потерявшемъ свою
прежнюю силу въ церковныхъ дѣлахъ, такъ какъ Никонъ «дру¬
зей не сталъ и въ крестовую пускать» 73), и, конечно, этотъ
фактъ увольненія' извѣстныхъ въ Москвѣ лицъ долженъ былъ
отразиться и на общемъ настроеніи. Однако, пока дѣло касалось
личнаго состава дѣятелей печатнаго двора и въ самыхъ книгахъ
и обрядахъ не появлялось еще ничего новаго,—это броженіе не
выражалось ни въ какихъ опредѣленныхъ дѣйствіяхъ. Открытый
протестъ обнаружился только въ слѣдущемъ 1663 году, когда
вышла 11 февраля изъ печати Слѣдованная Псалтырь, а на пер¬
вой недѣлѣ великаго поста была прислана въ церковь Казан¬
ской Богоматери къ Іоанну Неронову слѣдующая память, по
изложенію Аввакума: «По преданію св. апостолъ и св. отецъ не
подобаетъ въ церкви метанія творити на колѣну, но въ поясъ бы
вамъ творити поклоны, еще и тремя бы персты есте крести¬
лись» 74). Въ изложеніи Аввакума относительно поклоновъ есть тз) ІЬій. стр. 157—158. 73) Мат. т. V, стр. 17.
и) ІШ. стр. 18. 4* Оідііііесі Ьу <^»ооя іе