Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/67]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
49 • патріархи и при этомъ въ своей рѣчи къ царю и освященному
собору онъ непремѣннымъ условіемъ принятія патріаршества по¬
ставилъ обѣщаніе со стороны избиравшихъ его, слушать его,
«какъ начальника, и пастыря, и отца крайнѣйшаго» во всемъ,
что онъ будетъ возвѣщать о догматахъ Божіихъ и о правилахъ68).
Требуя такого обѣщанія отъ своей будущей паствы, Никонъ, ко¬
нечно, имѣлъ въ виду заняться исправленіемъ церковныхъ недостат¬
ковъ, въ духѣ тѣхъ «зазираній», которыя дѣлалъ ему раньше патрі¬
архъ Паисій и которыя убѣдили его въ окончательной негодности
старыхъ путей. Впослѣдствіи расколоучители, извиняя царя Алек¬
сѣя Михайловича, говорили, что онъ не могъ удерживать Никона
отъ разныхъ еретическихъ исправленій и жестокихъ мѣръ, бла¬
годаря этому обѣту. Такъ, дьяконъ Ѳедоръ, разсказывая о пре¬
слѣдованіяхъ, которымъ подвергались раскольники, замѣчаетъ:
«царь же Никону молчаше, понеже запись ему даде своею ру¬
кою въ началѣ поставленія его, еже во всемъ его послушать,
и отъ бояръ оборонять, и его волю исполнять, якоже Прельщен¬
ный оный отрокъ рукописаніе даде сатанѣ, его же Василій Ве¬
ликій избави молитвою отъ погибели тоя: тако омрачи его Никонъ
лестчимъ нѣкако духомъ» 69). Заявивши въ своей рѣчи при вступленіи на патріаршій пре¬
столъ о своемъ желаніи заняться устраненіемъ недостатковъ
русской церковной практики, Никонъ на первое мѣсто поста¬
вилъ вопросъ объ исправленіи богослужебныхъ книгъ и обря¬
довъ, согласно съ греческими образцами. Вмѣстѣ съ нѣкоторыми
■ знатоками греческаго языка, въ числѣ которыхъ былъ и Епифа¬
ній Славинецкій, Никонъ усердно начинаетъ изучать документы
и книги, находившіеся въ его патріаршей книгохранительницѣ.
Между прочимъ онъ обратилъ вниманіе на греческую грамоту
объ учрежденіи патріаршества въ Москвѣ; въ ней говорилось,
что Россія во всемъ должна быть согласна съ вселенскими пат¬
ріархами, не только въ вопросахъ догматическихъ и нравствен¬
ныхъ, но и въ обрядахъ, такъ какъ православная церковь «прі¬
яла совершеніе не токмо по богоразумія и благочестія догма¬
товъ, но и по священному перковныхъ вещей уставу», и потому * *•)“) Зап. Отд. Слав. и Рус. Археологіи И. Р. Арх. Общ. т. II, стр. 612—613. *•) Мат. VI, стр. 97. 4 Оідііігесі Ьу Ьоодіе