Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/60]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
Но рядомъ съ этимъ постепеннымъ увлеченіемъ иноземщи¬
ной шло противодѣйствіе ему со стороны представителей ста¬
ринной русской культуры, сохранявшихъ исконную антипатію
къ латинамъ, переданную изъ Византіи. Правда, эта антипатія
у насъ была всетаки значительно смягчена, и даже въ духо¬
венствѣ, начиная съ Ѳеодосія Печерскаго, слышались голоса,
допускавшіе милостивое отношеніе къ латинамъ, за что обѣща¬
лась даже мзда отъ Бога; даже и нетерпимое осифлянство не
касалось латинъ, хотя относительно своихъ домашнихъ ерети¬
ковъ оно не скупилось на казни. Въ народѣ же, по всей вѣ¬
роятности, терпимость къ иноземцамъ была еще шире. Но отно¬
сясь съ нѣкоторой мягкостью къ латинамъ и люторамъ, народъ
былъ въ правѣ ожидать и отъ нихъ такого же отношенія къ
своей вѣрѣ, къ своимъ нравамъ, а между тѣмъ иноземцы не
отличались особенной деликатностью, они позволяли себѣ на¬
смѣшки надъ православіемъ, надъ обрядами, надъ многими сто¬
ронами духовной жизни москвичей, которыя казались имъ стран¬
ными; иногда они даже прямо пытались пропагандировать ла¬
тинскія или протестантскія мнѣнія, чѣмъ и вызывали противъ
себя порой очень рѣзкіе протесты. Олеарій сообщаетъ такой фактъ
о полковницѣ Лесли: «въ противность русской вѣрѣ полковница
заставляла подвластныхъ ей русскихъ крестьянокъ ѣсть въ пост¬
ные дни мясо, отвлекала ихъ разными работами отъ церкви, не
давала имъ въ своихъ дворахъ оставаться даже на столько вре¬
мени, чтобы они могли успѣть по утрамъ положить надлежащее
число поклоновъ передъ Богомъ и иконами ихъ, а что всего
ужаснѣе, однажды схватила она со стѣны икону ихъ, бросила
въ топившуюся печку и сожгла»55). Очень неудобной представ¬
лялась близость лютеранскихъ церквей къ православнымъ, такъ
какъ по жалобамъ духовенства нѣмцы чинили этимъ великій
соблазнъ народу. Въ 1638 году причты одиннадцати московскихъ
церквей жаловались правительству, что «нѣмцы русскихъ людей
у себя во дворахъ держатъ и всякое оскверненіе русскимъ лю¬
дямъ отъ тѣхъ нѣмцевъ бываетъ; не дождавшись государева
указа, покупаютъ они дворы въ ихъ приходахъ вновь; вдовыя
нѣмки держать у себя въ домахъ всякія корчмы, и многіе при¬
хожане хотятъ свои дворы продавать нѣмцамъ, потому что нѣмцы іі) Олеарій. Нодр. опис. путеш. годшт. пос. въ Моск. и Персію, стр. 318. Оідііігесі Ьу Ьооя іе