Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/51]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
\ 33 же пребыванія патріарха Паисія въ Москвѣ царь Алексѣй Ми¬
хайловичъ писалъ преемнику Петра Могилы, кіевскому митропо¬
литу Сильвестеру Коссову, прося «приговорите и прислати» въ
Москву священноиноковъ Арсенія Сатановскаго и Дамаскина
Птицкаго, которые «Божественнаго писанія вѣдущи и еллинскому
языку навычны, и съ еллинскаго языка на славенскую рѣчь умѣ¬
ютъ, и латынскѵю рѣчь достаточно знаютъ». Вызывались эти
учители для перевода Библіи на славянскій языкъ39). 12 іюля
митрополитъ прислалъ Арсенія Сатановскаго и Епифанія Слави-
нецкаго, а въ ноябрѣ 1660 г. пріѣхалъ Дамаскинъ Птицкій.
Между прочимъ этимъ ученымъ кіевлянамъ предполагалось по¬
ручить и «риторское ученіе» 40), но школы они не создали. Въ
то же время, или нѣсколько ранѣе, какъ предполагаетъ митр.
Макарій41)) Ѳ. М. Ртйщевъ основалъ свое училище близъ до¬
роги изъ Москвы въ Кіевъ, у церкви св. Андрея Стратилата,
въ двухъ поприщахъ отъ Москвы. Здѣсь онъ построилъ мона¬
стырь во имя Св. Преображенія Господня и поселилъ тридцать
монаховъ, вызванныхъ изъ Кіево-Печерской Лавры, изъ Межи¬
горскаго и др. малороссійскихъ монастырей, «въ житіи и чинѣ
н во чтеніи и пѣніи церковномъ и келейномъ правилѣ изряд¬
ныхъ». Въ настоятели имъ онъ выбралъ Досиѳея. Кромѣ этихъ
иноковъ Ртищевъ былъ въ сношеніяхъ съ Епифаніемъ Слави-
нецкимъ и др. учеными малороссами; онъ любилъ ученыхъ лю¬
дей и проводилъ съ ними иногда цѣлыя ночи въ любезномъ со¬
бесѣдованіи; онъ постоянно заботился о матеріальномъ благосо¬
стояніи своего монастыря, давалъ ему все потребное изъ своего
имѣнія; благодаря такому дѣятельному его участію, монахи ус¬
пѣшно вели дѣло обученія московскаго юношества, а также пе¬
ревели съ греческаго на славянскій языкъ много душеполезныхъ
книгъ42). г9) П. С. 3. N 7. 40) Каптѳревъ. Патр. Никонъ, стр. 98. Хр. Чт. 1891, I, стр. 169. 41) Макарій. Ист. р. ц. XI, стр. 133. 42) Древн. Росс. Вивл. т. XVII, стр. 400—401.—Г. Иванъ Соколовъ пола¬
гаетъ, что Ртищевъ пришелъ къ своей мудрой мысли подъ вліяніемъ нѣмцевъ;
«что частыя бесѣды его съ образованными нѣмцами, для которыхъ всегда былъ
открытъ его домъ, обычныя ихъ похвалы, какъ протестантскія книги ихъ
вѣрны во всемъ съ первоначальнымъ греческимъ текстомъ, пробудили въ немъ
пытливое желаніе уэнать, да «какъ прямы наши служебники, отечники и биб- 8 ОідШіесІ Ьу