Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/49]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
31 этихъ безпорядковъ и въ этомъ дѣлѣ Предлагалъ признать авто¬
ритетъ только что прибывшаго въ Москву греческаго патріарха
и согласно съ его замѣчаніями стремиться къ полному единству
русскихъ церковныхъ порядковъ съ греческими»34). Что Стефанъ
Вонифатьевъ могъ въ'это время сочувственно относиться къ
указаніямъ греческаго іерарха, весьма вѣроятно, такъ какъ за
годъ передъ этимъ онъ обнаружилъ уже свое довѣрчивое отно¬
шеніе къ малороссамъ изданіемъ «Книги о вѣрѣ», и слѣдовательно
тогда же могъ склоняться къ болѣе выгодному мнѣнію о грекахъ.
Однако ивъ этого еще нельзя вывести положительнаго заключе¬
нія о причинахъ его столкновенія съ патріархомъ Іосифомъ,
такъ какъ въ сущности въ отношеніяхъ къ грекамъ, какъ это
доказалъ г. Каптеревъ, патр. Іосифъ держался тоже взгляда при¬
мирительнаго, считая .ихъ вполнѣ православными и высказывая
это между прочимъ въ своихъ отвѣтахъ иноземцамъ по дѣлу
королевича Вальдемара. Въ свою очередь и г. Каптеревъ, кажется
намъ, неправъ, видя въ Отефанѣ противника грековъ; во вся¬
комъ же случаѣ объясненіе причинъ описанной ссоры, даваемое
г. Каптеревымъ, представляется весьма вѣроятнымъ: патріархъ съ
неудовольствіемъ смотрѣлъ на авторитетное положеніе Вонифатьева
н его кружка, желавшихъ подчинить его своему водительству, и со¬
всѣмъ не'могъ согласиться на ограниченіе своихъ правъ верхов¬
наго управленія церковью. Весьма возможно, что медленность
патріарха въ исполненіи какихъ-нибудь основательныхъ требо¬
ваній Вонифатьева, въ это время уже вполнѣ расположеннаго
къ исправленіямъ въ духѣ пришлыхъ учителей, грековъ и мало¬
россовъ, и вызвала этотъ рѣзкій протестъ царскаго духовника.
Ни въ какомъ случаѣ, намъ кажется, не можетъ быть принято мнѣ¬
ніе неизвѣстнаго издателя челобитной Іосифа въ «Братскомъ Сло¬
вѣ», будто «дѣло касалось безъ сомнѣнія какого-нибудь мелкаго
нарушенія въ обрядѣ или чинѣ богослуженія, какого-нибудь не¬
правильнаго, по мнѣнію Вонифатьева, распоряженія по церковному
управленію» 85). Врядъ ли такая маловажная причина могла такъ
возбудить Стефана, что онъ подвергъ бы столь рѣзкому поноше¬
нію патріарха и весь освященный соборъ,—мы знаемъ, что Сте¬
фанъ былъ всетаки достаточно мягкаго характера, а кромѣ того ЗіЗі) Хр. Чт. 1891 г. т. I, стр. 164—165. 35) Братское Слово, 1886 г. і. И, стр. 494—498. Оідііііесі Ьу