Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/451]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
113 Божія паки пріиде на мА и здравъ бысть. Виждь, человѣче, каково лѣпко
бѣсовское дѣйство христіяномъ! А егда бы съелъ просвиру ту, такъ бы
меня, чаю, и задавили бѣси. От малаго ихъ никоніянскаго свсщенія тако¬
вая бѣда, а отъ болшаго агньца причастяся—что получимъ?.. — развѣ
вѣчную муку. Лутчс умереть не причастяся, нежели причастяся осуждену
быти. О причастіи святыхъ Христовыхъ непорочныхъ тайнъ. Всякому убо
въ нынѣшнее время подобаетъ опасно жити и не без разсмотрѣнія при-
чащатися тайнамъ. Аще ли гоненія ради не получитъ священника праг
вославна, и ты имѣй у себя священное служеніе отъ православныхъ (за¬
пасный агнецъ), и обрѣтше брата духовна, аще и не священника, лспо-
вѣждься ему нред Богомъ, каяся и по правилѣ утреннѣмъ на коробочку
постели нлаточикъ, иред образомъ, зажги свѣчку и на ложечку водицы
устрой на коробке и в нея положи часть тайны, покадя кадиломъ, при¬
ступи со слезами, глаголя: се приступаю к божественному причащенію,
Владыко, да не опалиши мл пріобщеніемъ, но очисти мя от всякія скверны,
огонь бо реклъ еси недостойныхъ опаляя, — се предлежитъ Христосъ на
пищу всѣмъ, мнѣ же прикрѣплятися Богови — благо есть и полагати на
Господа упованіе спасенія моего, аминь. И потомъ причастнся сокрушен¬
нымъ сердцемъ, и накп воспой благодарная к Богу и ноклонцы по силѣ,
прощеніе ко брату; аще единъ, и ты ко образу надъ надъ землею глаголп:
прости мя, Владыко, Христе Боже, елико согрѣшихъ, — весь до конца
говоря, и потомъ образъ целуй и крестъ на себѣ. А прежде причастія
надобе же образъ целовать. Ну, простите и меня, а тебя Богъ проститъ и
благословитъ. Вотъ хорошъ и умереть готовъ, сице видалъ въ правилахъ
указано: твори такъ, не блюдись. Еще тебѣ скажу, старецъ, повѣсть: какъ я былъ в Даурахъ с Пашко¬
вымъ с Афанасьемъ на озерѣ Ирьгенѣ—гладны гораздо, а рыбы никто и
добыть не можетъ, а инова и нечево нѣтъ; от глада исчезаемъ. Помоля
я Бога, взявъ двѣ сѣти, въ протокѣ перекидалъ, на утро пришелъ, ано
мнѣ Богъ далъ шесть язей, да двѣ щуки, ино во всѣхъ людяхъ дивно, по¬
тому пикто ничево не можетъ добыть. На другіе сутки рыбъ з десять мнѣ
Богь далъ. Тутъ же свѣдавъ Пашковъ и исполняся зависти збилъ меня с
тово мѣста и свои ловушки на томъ мѣстѣ велѣлъ поставить, а мнѣ на
смѣхъ и ругаясь указалъ мѣсто на броду, гдѣ коровы и козы бродятъ. Че¬
ловѣку воды но лодышку,—какая рыба! и лягушекъ нѣтъ! Тутъ мнѣ зѣло
было горко, а се подумавъ рече: «Владыко человѣколюбче, не вода даетъ
рыбу,—Ты вся промысломъ своимъ, Спасе нашъ, строишъ на пользу нашу.
Дай мнѣ рыбки той на безводномъ томъ мѣстѣ, посрами дурака тово, нро-
слави имя Твое святое, да не рекутъ невѣрніи, гдѣ есть Богъ ихъ». И по-
моляся, взявъ сѣти, в водѣ з дѣтьми бродя, положили сѣти. Дѣти на мепл
бѣдные кручиняся говорятъ: «Батюшко,к чему гноить сѣти те?видигаъ-ли,
и воды нѣту? какой быть рыбе?». Азъ же не послушавъ ихъ совѣту, на 8 Оідііігесі Ьу Соо^іе