Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/429]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
91 землю, ударился и пѣна изо рта иошла. Бѣси ево давили, а онъ спраши¬
валъ ихъ: удастся ли походъ? И бѣси сказали: съ побѣдою великою и з бо¬
гатствомъ болшимъ будете назадъ. Охъ, души моей! отъ горести погубилъ
овцы своя, забылъ въ Евангеліи писанное, егда Зеведевнчи на поселянъ
жестокихъ совѣтовали: Господи, аще хощеши, речевѣ, да огнь.снидстъ съ
небесе и потребитъ ихъ, яко же и Илія сотвори. Обращьжеся Ісусъ и рече
имъ: не вѣста, коего духа еста вы: Сынъ бо Человѣческій не прінде душъ
человѣческихъ погубити, но спасти. И идоша въ ину весь. А я окаянной
здѣлалъ не такъ. Во хлѣвинѣ своей съ воплемъ Бога молилъ, да не воз¬
вратится вспять ни единъ, да же не збудется пророчество діавольское. И
много молился о томъ. И сказали ему, что я молюся такъ: и онъ лише из¬
лаялъ въ тѣ норы меня. Отпустилъ сына съ войскомъ. Поѣхали ночью по
звѣздамъ. Жаль мнѣ ихъ стало! Впдитъ душа моя, что имъ побитымъ
быть: а самъ таки молю погибели на нихъ. Иные, приходя ко мнѣ, про¬
щаются, а я говорю имъ: погибнете тамъ! Какъ поехали, такъ лошади
подъ ними взоржали вдругъ, и коровы такъ взревѣли, и овцы и козы за¬
блеяли, и собаки взвыли, и сами иноземцы, что собаки, завыли: ужасъ на¬
палъ на всѣхъ. Еремѣй прислалъ ко мнѣ вѣсть: чтобъ, батюшко-государь,
помолился за меня. И мнѣ его сильно жаль: другъ мнѣ тайной былъ я страдалъ за меня.
Какъ меня отецъ его кнутомъ билъ, сталъ разговаривать отцу: такъ ки¬
нулся со шпагой за нимъ. И какъ на другой порогъ нріехали на Падунъ:
40 дощениковъ всѣ въ ворота прошли безъ вреда, а его, Афонасьевъ, до-
щеникъ снасть добрая была и казаки всѣ шестьсотъ промышляли о немъ,
а не могли взвести, — взяла вода силу, — паче же рещи, Богъ наказалъ.
Стащило всѣхъ людей въ воду, а дощеникъ на камень бросила вода: че¬
резъ ево льется, а въ нево нейдетъ. Чюдо, какъ Богъ безумныхъ тѣхъ
учитъ! Боярыня въ дощеникѣ, а онъ самъ на берегу. Еремѣй сталъ ему го¬
ворить: за грѣхъ, батюшко, наказуѳтъ Богъ! напрасно ты протопопа тово
кнутомъ тѣмъ избилъ: нора иокаятца, государь! Онъ же рыкнулъ на него,
яко звѣрь. I Еремѣй, отклонясь къ соснѣ, прижавъ рукй стоя, Господи по¬
милуй! говоритъ. Пашковъ, ухватя у малова колешчатую пищаль,—николи
не лжетъ,—приложась на Еремѣя, спустилъ курокъ: осѣклася и не стре-
лила пищаль. Онъ же, нонравя порохъ, опять спустилъ: и паки осѣклася.
Онъ и въ третій разъ сотворилъ такъ же: не стрелнла. И онъ и бросилъ
на землю ея. Малой, поднявъ, на сторону спустилъ пищаль и выстрелпла!
А дощеникъ единаче на камени, подъ водою лежитъ. Потомъ Пашковъ
сѣлъ на стулъ и шпагою подперся, задумался. А самъ плакать сталъ и,
плакавъ, говорилъ: согрѣшилъ, окаянный,—пролилъ неповинную кровь!
напрасно протопопа билъ: за то меня наказуетъ Богъ! Чюдно! По писанію:
яко косенъ Богъ во гнѣвъ и скоръ на послушаніе. Дощеникъ самъ, покая¬
нія ради, хсъ камеип сплылъ и сталъ носомъ противъ воды. Потянули: а
онъ п взбежалъ на тихое мѣсто. Тогда Пашковъ, сына своего иризвавъ, Оідііігесі Ьу ^лоояіе