Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/426]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
88 померьли, осталось небольшое мѣсто. По степямъ скптаяся и но лѣсу,
траву п кореніе копали, а мы съ ними же, а зимою сосну. Иное кобыля¬
тины Богъ дастъ, а иное отъ волковъ пораженныхъ звѣрей кости нахо¬
дили,—и что у волка осталось, то мы глодали, а иные и самыхъ озяблыхъ
волковъ и лисицъ ели. Два у меня сына въ тѣхъ умерли нуждахъ. Не
велики были, да однако дѣтки, пускай ихъ, не гдѣ ся дѣнутъ, а, съ про¬
чими скитающеся, наги и босы по горамъ и острому каменію травою и
коренісмъ перебивались. И самъ я грѣшной причастенъ мясамъ кобы¬
льимъ и мертвечьимъ но нуждѣ,но помогала намъ но Христѣ болярыня вое¬
водская сноха Квдокѣя Кириловна, да жена ево, Афонасьева, Фекла Симео¬
новна. Онѣ намъ отъ смерти, Христа ради, отраду давали тайно, чтобъ
онъ не свѣдалъ, — иногда пришлютъ кусокъ мясца, иногда колобокъ,
иногда мучьки и овсеца, колко сойдется, — четверть пудика и гривенку
другую, а иногда и полнудика и пудикъ передастъ, накопи, а иногда у
куровъ корму нагребетъ. И тое великіе нужды было годовъ съ шесть и болши, а въ иные годы
Богъ отрадплъ, а онъ, Афонасій, навѣтуя, мнѣ безпрестанно смерть ищетъ.
Бъ той же нуждѣ прислалъ ко мнѣ двѣ вдовы — сѣнныя любимыя его
были—Марія да Софья, одержимыя духомъ нечистымъ. Ворожа и колдуя
много надъ ними, и видитъ, яко ннчтоже успѣваетъ, но паче молва бы¬
ваетъ,—зѣло жестоко ихъ бѣси мучатъ, кричатъ и біются, — призвавъ
меня, и говоритъ поклоняся: пожалуй, возми ихъ ты и ноііекися объ нихъ,
Бога моля: послушаетъ тебя Богъ. И я ему отвѣщалъ: Выше, реку, госу¬
дарь, мѣры прошеніе; но за молитвъ святыхъ отецъ нашихъ вся возможна
суть Богу. Взялъ ихъ бѣдныхъ. Простите, Бога ради! Во искусѣ то на Руси
бывало,—человѣка три, четыре бѣшеныхъ въ дому моемъ бывало привед¬
шихъ, и, за молитвъ святыхъ отецъ, исхождаху отъ нихъ бѣси дѣйствомъ
и цовелѣніемъ Бога живаго и Господа нашего Ісуса Христа Сына Божія—
Свѣта. Слезами и водой покроплю, и масломъ помажу, во имя Христово
молебная пѣвше. И сила Божія отгоняше отъ человѣкъ бѣсы и здравн бы-
ваху, не но моему достоинству, но но вѣрѣ приходящихъ. Древле благодать»
дѣйствовашс осломъ при Валаамѣ, и при У ліанѣ мученикѣ рысью, а при
Сиспніи оленемъ: говорили человѣческимъ гласомъ. Богъ идеже хоіцетъ,
побѣждается естества чинъ. Чти житіе Федора Едесскаго, тамъ обрящеши:
и блудница мертваго воскресила. Въ Кормчей писано: не всѣхъ Духъ Свя¬
тый рукополагаетъ, но всѣми дѣйствуетъ, кромѣ еретика. . Таже привели ко мнѣ бабъ бѣшеныхъ. Я, но обычаю, самъ постился п
имъ не давалъ есть, молебствовалъ и масломъ мазалъ, и, како знаю, дѣй¬
ствовалъ. И бабы о Христѣ целоумны стали. Христосъ избавилъ ихъ бѣд¬
ныхъ отъ бѣсовъ. Я нхъ исповѣдалъ и причастилъ. Живутъ у меня и мо¬
лятся Богу: любятъ меня и домой не идутъ. Свѣдалъ онъ, что мнѣ учинп-
лпся дочери духовныя, осердился на меня опять нущи и старова, хотѣлъ
меня въ огнѣ жжещи: ты-де вывѣдываешь мои тайны. А ихъ домой взялъ. Оідііііесі Ьу ѵ^ооаіе