Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/418]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
80 лика. Наипаче же попы и бабы, которыхъ унималъ отъ блудни, вопятъ:
убить вора, блядина сына, да и тѣло собакамъ въ ровъ кинемъ. Азъ же,
отдохня, но трехъ днехъ нощію, нокиня жену и дѣти по Волгс, самъ-тре¬
тей ушелъ къ Москвѣ. На Кострому прибѣжалъ, ано и тутъ протопопа же
Даніила изгнали. Охъ! горе! вездѣ отъ діявола житія нѣтъ! Пріѣхалъ къ
Москвѣ, духовнику показался; и онъ на меня учинился печаленъ: нашто
церковь соборную покинулъ? Опять мнѣ другое горе! 'Гаже царь пришелъ
ночью къ духовнику благословитися,меня увидѣлъ тутъ—оиять—кручина:
на што городъ покинулъ? А жена, и дѣти, и домочадцы,—-з дватцеть,—
въ Юрьевцѣ остались,—невѣдомо живы, невѣдомо побиты! Тутъ паки горе! Носенъ Никонъ, другъ нашъ, привезъ из Соловковъ мощи Филиппа
митрополита. А прежде его нріезду Стефанъ духовникъ моля Бога и постяся
седмицу з братіею—и я съ ними тутъ же—о иатріархѣ, да же дастъ Богъ
пастыря ко спасенію душъ нашихъ. И съ митрополитомъ Корнидіемъ
Казанскимъ написавъ челобитную за руками, подали царю и царицѣ о ду¬
ховникѣ Стефанѣ, чтобъ ему быть въ иатріархахъ. Онъ же не восхотѣлъ
самъ и указалъ на Никона митрополита. Царь его и послушалъ, и пишетъ
къ нему посланіе на встрѣчю: Преосвященному Никону, митрополиту Нов¬
городскому и Великолуцкому и всея Россіи—радоватися и прочая. Егдаже
пріехадъ, съ нами, яко лисъ—челомъ, да здорово. Вѣдаетъ, что быть сму
въ патріархахъ, и чтобъ откуля помѣшка какова не учинилась. Много о
тѣхъ козняхъ говорить. Царь его на патріаршество зоветъ, онъ бытто не хочетъ, мрачилъ
царя и людей, а со Анною но ночамъ укладываютъ, какъ чему быть, и
много тружався со діаволомъ, взошелъ на патріаршество Божіимъ попу¬
щеніемъ, укрѣия царя своимъ коэиованіемъ и клятвою лукавою. Егда бысть
патріархомъ, такѣ насъ и въ крестовую не сталъ пускать, а се и ядъ
отрыгнулъ. Въ постъ великой прислалъ память Казанскому протоиопу
Иванну Нероноцу, а мнѣ былъ отецъ духовной; я все у него и жилъ въ
церкви; егда куда отлучится, ино я вѣдаю церковь; и къ мѣсту говорили
на дворецъ ко Спасу, да я не порадѣлъ или Богъ не изволилъ. Народу
много приходило къ Казанской; такъ мнѣ любо—поученіе читалъ безпре¬
станно, лише о братіяхъ родныхъ духовнику поговорилъ, и онъ ихъ вверху
у царевны, а инова при себѣ жить устроилъ попомъ въ церькви; а я самъ,
идѣже людіе снемлются, тамъ слово Божіе проповѣдалъ, да при духовнп-
ковѣ благословеніи и Неронова Иванна тѣшилъ надъ книгами свою грѣш¬
ную душу о Христѣ Ісусѣ. Таже Никонъ въ памяти пишетъ: Годъ и число. По преданію святыхъ
Отецъ и Апостолъ, не подобаетъ метанія творитц на колѣну, но въ поясъ
бы вамъ класть поклоны, еще же и тремя персты бы есте крестились. Мы,
сошедшеся со отцы, задумалися, видимъ, яко зима хощетъ быти: сердце
озябло и ноги задрожали. Нероновъ мнѣ приказалъ церковь, а самъ скрылся
въ Чюдовъ—седмицу единъ въ палаткѣ молился. И тамъ ему отъ образа Оідііііесі Ьу ѵ^оояіе