Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/38]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
/ 20 что и Вонифатьевъ съ Нероновымъ. По всей вѣроятности, и тѣ
невзгоды, которыя пришлось испытать Костромскому протопопу
Даніилу, были вызваны также его принадлежностью къ кружку
Бонифатъева. Къ этому же кружку принадлежалъ и Муромскій
протопопъ Логгинъ, о которомъ съ большой похвалой отзывались
жители Мурома въ челобитной къ архіеп. Рязанскому и Муром¬
скому, Мисаилу, прося о его. возвращеніи въ ихъ городъ. И о
Даніилѣ и о Логгинѣ, какъ сторонникахъ единогласія, упоми¬
наетъ Аввакумъ въ томъ же цитированномъ выше «Посланіи
къ Борису». Относительно всего этого кружка, на основаніи позднѣйшаго
свидѣтельства, принадлежащаго Игнатію, митр. Тобольскому, дол¬
гое время держалось предположеніе, что члены его были справ¬
щиками на печатномъ дворѣ, и даже это ошибочное мнѣніе по¬
вторяется въ новѣйшей біографіи Аввакума, написанной г. Мя- -
котинымъ. Г. Мякотинъ признаетъ8) «значительное участіе Авва¬
кума во всѣхъ этихъ яко бы исправленіяхъ» и, какъ примѣръ
упорства, увѣренности Аввакума въ своей непогрѣшимости, при¬
водитъ споръ Аввакума съ дьякономъ Ѳедоромъ о словахъ 104
псалма: «И вниде Израиль въ Египетъ и возрасти люди своя»
которыя «по недосмотру Аввакума» были напечатаны неправильно.
Но тутъ г. Мякотинъ впадаетъ въ нѣсколько странную ошибку,
такъ какъ, во-первыхъ, споръ объ этихъ словахъ происходилъ
у Ѳедора съ Аввакумомъ не въ Москвѣ, а въ Пѵстозерскѣ, во-.
вторыхъ же (и это самое главное), Псалтырь, въ которой нахо¬
лодился искаженный текстъ, напечатана при патр. Іоасафѣ, когда
Аввакумъ не могъ принимать никакого участія въ книжныхъ
исправленіяхъ9). Мнѣніе о томъ, что члены кружка Бонифатъева
были справщиками на печатномъ дворѣ, опровергается тѣмъ
обстоятельствомъ, что въ расходныхъ книгахъ печатнаго двора
совсѣмъ нѣтъ росписокъ этихъ лицъ въ полученіи ими жало¬
ванья, какъ вто указалъ Б. Г. Румянцевъ, а за нимъ повторили
проф. Мансветовъ и митр. Макарій10). Послѣдній отмѣтилъ, что 8) Стр. 42. Такая же ошибка есть и у г. Сырцова (Тобол. Еп. Вѣд. 1886 г.
стр. 346), утверждающаго, что царь «назначилъ Аввакума книжнымъ справщи¬
комъ», повелѣвъ поставить его протопопомъ въ Юрьевецъ. 9) Мат. VI, стр. 119, 127. 10) Румянцевъ. О древнихъ зданіяхъ печатнаго двора (Дровностп Моск.
Арх. Общ. И, отд. I, стр. 32, примѣч. 67). Мансветовъ. Какъ у насъ прави¬
лись церк. книги (Тв. Св. Отецъ 1883 г. кн. 4, стр. 643). Макарій. Ист. рус.
церкви, т. XI, етр. 126, примѣчаніе. Оідііііесі Ьу і^оскле