Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/360]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
22 1 четь ко своимъ въ пустыня, онп же пустынницы смиряютъ таковаго, епп-
тпмію шшгающе но разсмотрѣнію, очищая его, яко прокаженнаго отъ
проказы. Хорошо гакъ и добрѣ творятъ отцы святіи, спаси ихъ Господи,
яко праздно не отпускаютъ, изъязвленнаго исцѣдеваютъ. Любо Богу, и я
по І>шТ, люблю такъ же, да ипіи научатся не ослабѣвать А иже по новымъ книгамъ служатъ и на совершенныхъ Христовыхъ
крестахъ или мало прибавлено, или отъято, не подобаетъ того комканія
иричащнтися. А иже новопоставленной попъ иріидетъ въ покаяніе и про-
кленотъ ересь никоніянскую и чисто учнетъ хранити старое благочестіе, ! таковый да глаголетъ: «Благословенъ Богъ» и возгласъ: «Яко твое есть ! царство», и служитъ вечерню, и утреню, и часы, и молитвы роженицамъ і говорить и креститъ, а литоргисать ему не повелѣваю, страшно бо дѣло І сіе гг чистыхъ рукополагаемыхъ; аще ли .постраждетъ отъ мучителей и ] кроль пшю изліетъ за старое благочестіе, мню, тогда можетъ освятитися ' отъ вышняго рукоположеніемъ, и будетъ огтолѣ попъ совершенъ: литорг
іпеанъ, и причащаетъ невозбранно. Мощно иноку нросцу и простолюдину
ипинншгь таинствомъ причащатися; есть Григорія Богослова правила о
семъ, повелѣваетъ въ нужду причащати себя4). А иже въ тропарѣ кресту: «Побѣды благовѣрному царю даруй на со-
противныя», и о семъ суетное словолрѣйіе: которой благовѣренъ, о томъ
церковь я молитъ, а которой зловѣренъ, тому и ничего. А молитися п о
а* мѣрномъ надобно; Златоустъ повелѣваетъ въ Бесѣдахъ Апостольскихъ
п Маргаритѣ, на Іюдея въ Словѣ; молитися объ обращеніи и всѣхъ нико¬
ніанъ не согрѣшиши. Я бы хотѣлъ и діяволу въ чюветво притгн, да не
можетъ старая мерзость быти нова; а никоніяня братія наша были, и
укралъ ихъ такъ діяволъ. Проси Бога, да отыметъ у него плоть и душу
одушевленную и сочетаетъ ко святѣй церкви своей. Егда же умретъ въ
нечестіи, тогда не стужати о немъ Божеству, пускай ево къ чертямъ пой¬
детъ, а о живыхъ молись и уповай, яко силенъ Богъ всѣхъ спасти. Егда и
о царѣ отщипенцѣ молися, благовѣрнымъ его не нарицай, но просто имя
рцы: Спаси Господи царя имрка», или «Побѣды царю, имрку, на соіцю-
тинныя даруй», сирѣчь на бѣсовы и на діяволы, да и прочая. Потомъ же і о обращеніи ихъ на просвиромисаніи и вездѣ, а буде совѣстію угнѣтаемъ ! не можетъ на имя царя и патріарха просвиры выняти, понеже оттекли
отъ тѣлеси церкви, и ты о благовѣрныхъ князѣхъ вынимай и о священь-
стііѣ безъимянно. ; Потенъ и сіе буди ти р^умно: простому иноку не подобаетъ глагола ш:
«Гілапнуювенъ Богъ нашъ», и «Боже, ущедри ны», но «За молитвъ сви¬
тыхъ чтецъ нашихъ», таже грисвятое и прочая, и канонъ за единоумі*|>- 1
шаго, гаже панихида, и кадить кадиломъ, також поетъ п молебенъ, емуж
хощеть, говорить каноны со Евангеліемъ, и кончаетъ но трисвятомъ тро- *:м. иыше, № 4. ОідШгесІ Ьу ѵ^оодіе