Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/351]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
№ і. Того жъ посданіе ко иномуг). Отвергли никоніяня вѣчную правду церковную, не восхотѣли пятію
персты по преданію святыхъ отецъ креститися, но нѣкако странно трема
персты запечатлѣшася въ сокровища всегубителя, глаголю, печатію запе-
чатлѣшася антихристовою, въ нейже тайна тайнамъ бѣ: зміи, звѣрь и лже¬
пророкъ. Всякъ, тремя персты знаменуйся, не можетъ разумѣти истины:
омрачаетъ бо у таковаго духъ противный умъ и сердце его. Подобаетъ бо
христіанину зѣло къ сему опаену быти и о семъ пещися деньинощь въ мо¬
литвахъ и умиленіяхъ пребывающу, да не проткнетъ яко о камень ногу
свою п невѣденіемъ погубитъ единородную душу свою. Велія бо язва и не-
исцѣльна отъ трехъ перстовъ бываетъ души. Лучше бо человѣку нс роди-
тися, нежели трема персты знаменатися. Да и прочихъ удалятися подо¬
баетъ преданій еретическихъ. ІІонеже и крещеніе еретическое нѣсть кре¬
щеніе, но оскверненіе. Аще никовіяне крестятъ дѣтей, подобаетъ послѣ
нихъ православному попу сызнова молитвы вся говорити, а не отрицать
паки, ниже второе погружать, но токмо поставя въ купѣль, молитвы про¬
говоря, и масломъ помазать, и миромъ, и около купели обойти. Есть бо си-
цѣва правила, повелѣваютъ и простолюдину по нуждѣ крестить, и про¬
стому иноку: аще простый инокъ иля простолюдинъ креститъ по нуждѣ
болящаго, и умретъ крещеный, благодать таковаго совершитъ, умретъ кре¬
щенъ; аще ли оздравѣетъ, да несутъ его въ церковь, довершитъ его свя¬
щенникъ, поставя въ купѣль, и молитвы вся глаголетъ и прочая по выше-
реченному2). Отъ новопоставленныхъ вѣнчавшихся на духъ пріимать, и давать ио
силѣ имъ епитемью,а распущатися имъ не вели. И въ вѣнчаніи кое новикъ
не исправилъ, ино ты доверши, молитвы старыя говори. Такожъ и младен¬
цевъ, отъ новиковъ крещенныхъ, аще отрицалъ и погружалъ, не перекре¬
щивай, токмо молитвы старыя проговори, и масломъ помажь, и что но¬
викъ не дѣйствовалъ, доверши. А будетъ отрицаніе и погруженіе не было,
и ты сызнова крести совершенно. Такожъ отъ староставленнаго по новому
ІІотребнику,— и надъ всѣми дѣйствуй также но прежереченному. А кои но
старому ^Потребнику крещены отъ кого-нибудь, тЬ и такъ живутъ. А
попы-тѣ старой или новой по новому дѣйствовалъ, одна бездѣлица; а буде
по старому дѣйствовалъ новикъ или старой, (а служба но новому), кладу
то въ дѣло и крещеніе и вѣнчаніе3). О крещающихся младенцахъ. ІІо старому Служебнику и новопоставлен-
ной попъ, аще въ немъ духъ не богопротивенъ, да креститъ ребенка. Гдѣ * *)») По руа. И. П. В. М О XVII. 37, і. Ѳ 06.-14 об. Вар. по списб. В. Г. Дружинина
М 30, а. 150 обор.—160 обор. *) Мат. да яст. раса. т. ѴШ, стр. 68—09. *) Срав. Мат. да яог. раса. т. ѴШ, стр. 103—104. Оідііііесі Ьу Ьооя іе