Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/337]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
319 менты, значенія которыхъ нельзя отрицать, играютъ роль под¬
чиненную. Національныя столкновенія въ ХѴП вѣкѣ являлись
причиною усиленія религіозныхъ опасеніе, развивавшихся на
почвѣ апокалипсическихъ представленій. Протестъ противъ цар¬
ской власти, будучи самъ по себѣ явленіемъ не религіознымъ,
истекалъ изъ религіозныхъ мотивовъ, такъ какъ власть отпала
отъ православія. / й) Доктрина раскола въ главныхъ чертахъ выработалась въ
самое первое время его существованія, уже до собора 1666 года. 3) Ученіе объ антихристѣ было въ это в^емя особенно раз¬
вито Спиридономъ Потемкинымъ, но уже тогда явились такіе
взгляды, противъ которыхъ впослѣдствіи возражалъ Аввакумъ. 4) Всѣ сочиненія Аввакума по существу полемическія. 5) Полемикой объясняется рядъ противорѣчій въ сочине¬
ніяхъ Аввакума. 6) Источники сочиненій не всегда выбирались Аввакумомъ
осторожно. 7) Пользованіе источниками всегда свободное, обнаруживаю¬
щее оригинальность Аввакума. 8) Оригинальность проявляется въ реализмѣ и яркости рус¬
скаго стиля Аввакума. 9) По вопросу объ отношеніяхъ къ еретикамъ Аввакумъ ко¬
леблется между Двумя противоположными направленіями, суще¬
ствовавшими у насъ съ конца XV вѣка. 10) Аввакумъ разработалъ основы безпоповщины, исходя изъ
безразличнаго отношенія къ простецамъ и новопоставленнымъ
попамъ, переходящимъ въ расколъ. 11) Еретичество Аввакума объясняется, какъ результатъ по¬
лемическаго увлеченія и неумѣнія точно выражаться объ отвле¬
ченныхъ богословскихъ предметахъ. 12) Самосожженіе одобрялось Аввакумомъ не какъ средство
душевнаго спасенія, но какъ единственный въ нѣкоторыхъ слу¬
чаяхъ способъ избѣжать рукъ противниковъ. 13) Многія сочиненія Аввакума подвергались его собственной
переработкѣ, а также и передѣлкѣ его послѣдователей. Оідііігесі Ьу ^.оояіе