Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/335]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
317 никоніяне еретикомъ зовутъ, дѣти доховныя еретикомъ же зо¬
вутъ». Разсмотрѣніе сочиненій Аввакума указываетъ намъ, какъ
обширенъ былъ кругъ тѣхъ вопросовъ, съ которыми обраща¬
лись стародюбцы къ Пустозерскимъ расколоучителямъ: тутъ
были и важные вопросы общаго міросозерцанія раскольнйковъ,
какъ, напримѣръ, ученіе объ антихристѣ, и болѣе мелкіе во¬
просы обрядовые, и вопросы о внутренней организаціи расколь¬
нической общины, и объ отношеніяхъ къ православной церкви,
и къ государственной власти, здѣсь обсуждались и проекты воз¬
становленія «древняго православія». Какъ одна изъ послѣднихъ
попытокъ самого Аввакума направить правительство на путь
истины, можетъ разсматриваться посланіе, съ которымъ Авва¬
кумъ обратился къ царю Ѳеодору Алексѣевичу. Послѣ обшир¬
наго риторическаго вступленія, Аввакумъ проситъ царя возста¬
новить старину и при этомъ обнаруживаетъ крайнее стремленіе
отомстить своимъ врагамъ никоніянамъ. «А что, государь, гово¬
рить Аввакумъ, кабы ты мнѣ даль волю, я бы ихъ, что Илія-
пророкъ всѣхъ перепласталъ во единъ день. Не осквернилъ бы
рукъ своихъ, но освятилъ, чаю. Да воевода бы мнѣ крѣпко ум¬
ной—Юрія Алексѣевичъ Долгорукой! Перво бы Никону собаку
и разсѣкли начетверо, а потомъ бы никоніянъ». Вспоминаетъ
Аввакумъ въ посланіи и о царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ: «въ
мукахъ онъ сидитъ, — слышалъ я отъ Спаса: то ему за свою
правду» (Мат. V, стр. 167). Это посланіе было послѣднимъ обращеніемъ къ власти, и,
можетъ быть, за него (хотя и не вслѣдъ за нимъ) протопопа
постигла вмѣстѣ съ его соузниками окончательная кара. Па¬
тріархъ Іоакимъ, по предположенію П. И. Мельникова, сталъ на¬
стоятельно требовать казни расколоучителей, изъ дальняго Пу-
стозерска поддерживавшихъ и распространявшихъ расколъ по¬
всюду. Выло повелѣно: «за великія на царскій домъ хулы сжечь
ихъ». Это было исполнено въ Пустозерскѣ 1 апрѣля 1681 года.
На площади построили срубъ изъ дровъ, на которомъ сгорѣли
Аввакумъ, Лазарь, Епифаній и Никифоръ. Аввакумъ предвидѣлъ
казнь и заблаговременно распорядился имуществомъ и роздалъ
книги. На казнь собрался народъ и снялъ шапки... дрова по¬
дожгли — замолчали всѣ; Аввакумъ народу говорить началъ и
крестъ сложилъ двуперстный: «вотъ будете этимъ крестомъ мо-