Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/332]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
ѵлА- гѵ: Ѵл& •
сЧ- а. ;' ѵ -ѵ V:-' . 314 разилось въ тѣхъ толкахъ, противъ которыхъ писалъ старецъ
Евфросинъ, въ сочиненіяхъ Аввакума прямого своего подтвер¬
жденія не находитъ, хотя на нихъ и ссылались такіе пропаган¬
дисты самосоясженія, какъ Сергій и Поликарпъ. Еще одна подробность въ отвѣтѣ Симеону заслуживаетъ
вниманія: Аввакумъ пишетъ: «разсуждали между - собою», но
какъ указалъ П. С. Смирновъ, разсужденіе могло быть только
съ инокомъ Епифаніемъ, такъ какъ съ діакономъ Ѳедоромъ
Аввакумъ въ это время былъ въ ссорѣ, а совѣщанія съ Лаза¬
ремъ не было, какъ объ этомъ, по словамъ Евфросина, сооб¬
щала впослѣдствіи вдова Лазаря8). Въ «Посланіи къ нѣкоему брату», кромѣ указанныхъ по¬
дробностей, представляется любопытнымъ опроверженіе ученія о
духовномъ приходѣ Иліи и Еноха предъ наступленіемъ анти¬
христова царства; это ученіе распространялъ инокъ Трифилій,
пользовавшійся, по показанію «Винограда Россійскаго», славою
«провидца» 9) и ссылавшійся на какое-то странное видѣніе: «я
де су былъ на небѣ, мнѣ показано, и ангелъ ко мнѣ приходитъ
всегда и возвѣщаетъ Божіе хотѣніе». Смѣясь надъ разсказами
Трифилія, Аввакумъ вспоминаетъ и о своихъ видѣніяхъ и ука¬
зываетъ по отношенію къ нимъ такой критерій: «У насъ и са-
мѣхъ много того живетъ. Держатися подобаетъ писанныхъ. Есть
иное и отъ Бога живетъ, и то бываетъ за малодушіе мое. Я въ
то не уповаю; но вѣрую по писаніихъ, а за то Богу поклоняюся,
яко подтверждаетъ мя. И то поразумѣвъ, егда сходно съ писа¬
ніемъ, и въ себѣ измѣрю вину тому дѣлу, коея ради вины слу¬
чится вещь та быть. П часто бывало,—во время молитвы окру¬
житъ мя духъ, и распространится умъ, и радости неизглаголан-
ныя исполнится сердце, да и минется. И азъ поклонюся; а опо¬
слѣ поразумѣю, ано моего ради малодушія се бысть, егда о чемъ
опечалюся, или чрезмѣрно разсуждаю что, и Богъ удержитъ мя
отъ безумія моего. А егда что сблужу, тогда мнѣ п наказаніе
живетъ: духъ томитъ мя, — еле отдохну». Все это возраженіе
противъ Трефилія, конечно, не имѣетъ связи съ вопросомъ о
самоистребленіи и является еще однимъ признакомъ спайки по¬
сланія изъ разныхъ элементовъ. 8) Смирновъ. Происх. самонстреб. 21—23. Отралпт. ппс. 19. 9) Хр. Чт. 1897, іюнь, 878 — 879. Смирновъ. Внутренніе вопросы въ рас¬
колѣ въ XVII в. стр. ЫІІ—ЬѴ. Оідііііесі Ьу ЬоскПе