Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/324]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
306 менена, блудному дѣлу и малакіи всякой повинна». Исповѣдуя
ее, онъ почувствовалъ соблазнъ, «внутрь жегомъ огнемъ блуд¬
нымъ». Но онъ употребилъ весьма сильное средство: «в^ь той
часъ зажегъ три свѣщи и прилѣпилъ къ налою, и возложилъ
руку на пламя и держалъ, дондеже во мнѣ угасло злое разженіе».
Этотъ случай близко подходитъ къ разсказу, помѣщенному въ
Прологѣ, подъ 27 декабря, какъ къ нѣкоему старцу пришла
блудница, и онъ, почувствовавъ разженіе, сжегъ свои пальцы.
Трудно опредѣлить въ виду такого сходства, является ли раз¬
сказъ Аввакума простымъ литературнымъ заимствованіемъ, или
съ нимъ былъ дѣйствительно такой случай, и онъ подражалъ
древнему старцу въ средствѣ умиренія блудной похоти. Аввакуму приходилось въ его бурной и разнообразной при¬
ключеніями жизни сталкиваться со многими лицами, и въ «Жи¬
тіи > передъ нами выступаетъ длинный рядъ историческихъ дѣя¬
телей. Конечно, всѣ симпатіи Аввакума на сторонѣ защитниковъ
старины, которые исполнены огненной ревности и которымъ
покровительствуетъ самъ Богъ, какъ это видно изъ всякихъ
чудесъ, какъ напр. чуда съ рубашкой протопопа Логгина Му¬
ромскаго, съ урѣзаніемъ и чудеснымъ исцѣленіемъ языковъ Пу-
стозерскихъ расколоучителей. Напротивъ, въ самыхъ мрачныхъ
краскахъ представляются ихъ утѣснители, патріархъ Никонъ и
духовныя власти русскія и греческія. Благодаря имъ, Россія
уподобляется Персидѣ, въ которой мучили христіанъ. «Чюдо!
какъ то въ познаніе не хотятъ пріитти! восклицаетъ Аввакумъ,—
огнемъ, да кнутомъ, да висѣлицею хотятъ вѣру утвердить! Ко¬
торые то апостоли научили такъ?—Не знаю. Мой Христосъ не
приказалъ нашимъ апостоламъ такъ учить, ежебы огнемъ, да
кнутомъ, да висѣлицею въ вѣру приводить... Волею зоветъ Хри¬
стосъ, а не приказалъ апостоламъ непокоряющихся огнемъ жжечь
и на висѣлицахъ вѣшать. Татарскій богъ Махметъ написалъ въ
своихъ книгахъ сице: непокоряющихся нашему преданію и за¬
кону повелѣваемъ ихъ главы мечемъ подклонити. А напгь Хри¬
стосъ ученикамъ своимъ никогда такъ не повелѣлъ. И тѣ учи¬
тели явны, яко шиши антихристовы, которые, приводя въ вѣру,
губятъ и смерти предаютъ, по вѣрѣ своей и дѣла творятъ та¬
ковы же» (88). Это никоніянское мучительство не должно устра¬
шать правовѣрныхъ, и Аввакумъ призываетъ своихъ послѣдо¬
вателей къ открытому исповѣданію старой вѣры: «вотъ тебѣ Оідііііесі Ьу Соодіе