Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/322]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
304 выли: ужасъ на всѣхъ напалъ» (Мат. V, 46). Наказанія Божіи
бываютъ весьма различны. Еремѣй Пашковъ за суевѣрное гада¬
ніе потерпѣлъ неудачу въ походѣ, невѣстка Пашкова за обра¬
щеніе къ знахарю поплатилась усиленіемъ болѣзни ребенка.
Строже всего наказывается нарушеніе церковныхъ правилъ, иногда
чисто-мелочныхъ внѣшнихъ предписаній благочестія, за работу
въ праздникъ, за лѣнь въ молитвѣ и т. д. За подобныя нару¬
шенія закона насылаются на человѣка бѣсы. Бѣсы насылались
на самого Аввакума: разъ за то, что онъ промѣнялъ на лошадь
книгу, данную ему Стефаномъ Вонифатьевымъ, въ другой разъ
за никоніанскую просвиру. Одинъ бѣшеный былъ наказанъ за
то, что соблудилъ съ женою въ праздникъ. Служанка Анна под¬
верглась мукамъ отъ бѣсовъ, влюбившись въ своего прежняго
господина. Такъ какъ всѣ наказанія, въ томъ числѣ и бѣсы, посылаются
Богомъ за наши грѣхи, то необходимо покаяніе, которое имѣетъ
великую силу, такъ какъ «не сегодни кающихся есть Богъ»
(ІЪій. 44). Общее наставленіе о дѣйствіяхъ противъ бѣса такое:
«боится бѣсъ креста Христова, да воды святыя, да священнаго
масла, а совершенно бѣжитъ отъ тѣла Христова» (38). Лицо,
желающее бороться съ бѣсами, должно отличаться нравственной
чистотой,—иначе бѣсы его не послушаютъ, какъ было съ Авва¬
кумомъ послѣ того, какъ онъ побилъ свою жену и «домочадицу*
Фотинью (98—100). Такимъ образомъ разсказы Аввакума о чудесахъ имѣетъ важ¬
ное значеніе для характеристики его міросозерцанія. Обратимся
теперь къ фактической сторонѣ «Житія», которое заключаетъ
обильный матеріалъ не только для біографіи самого Аввакума,
но и для характеристики цѣлой эпохи, ея выдающихся дѣяте¬
лей; конечно, матеріалъ односторонній, пристрастный и потому
требующій крайне осторожнаго отношенія; но этотъ недостатокъ
объективности помогаетъ намъ узнать взгляды Аввакума на тѣ
или другія событія и лица, и этимъ намъ болѣе уясняется его
личность. Посмотримъ прежде всего, какимъ представляетъ Аввакумъ
самого себя. Онъ повсюду является помощникомъ угнетенныхъ
и слабыхъ, защитникомъ ихъ противъ сильныхъ притѣснителей:
таковъ онъ еще въ селѣ, когда возстаетъ противъ начальника,
отнявшаго дочь у вдовы (12); таковъ онъ въ Тобольскѣ, гдѣ Оідііііесі Ьу Соодіе