Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/318]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
300 спустя и напоминающими ему знаменіе, явившееся Діонисію
Ареопагиту во время крестныхъ страданій Спасителя. Оба эти
момента важны въ жизни Аввакума: въ 1663 — 1654 г. на¬
чиналось на него гоненіе Никона, онъ былъ въ Тобольскѣ, и
его притѣснялъ Струна, а черезъ 14 лѣтъ его разстригли и
прокляли; въ первый разъ Никонъ «казилъ вѣру и законы цер¬
ковные», во второй разъ то же дѣлали соборы темныхъ властей;
оба раза за преступленіями и знаменіями слѣдовали казни Божіи,
въ 1664 г,—моръ, въ 1667—нестроеніе церковное. Далѣе Авва¬
кумъ говоритъ о сугубой аллилуіи, ссылаясь на Діонисія Арео¬
пагита и на житіе Евфросина Псковскаго, и исповѣдавъ свою
вѣру, причемъ останавливается на тѣхъ вопросахъ, которые
послужили поводомъ его разногласія съ дьякономъ Ѳедоромъ,
приступаетъ къ разсказу о своей жизни. Весь этотъ большой
пристукъ совсѣмъ не безсмыслица, какъ полагалъ Александръ
Б.3), и въ немъ ясно обнаруживается житійное направленіе ав¬
тобіографіи. Житійный характеръ сочиненія сказывается прежде всего въ
нѣкоторыхъ внѣшнихъ чертахъ. Мы замѣчаемъ въ немъ какую-
то неопредѣленность мѣста, времени и дѣйствующихъ лицъ: точ¬
ныхъ хронологическихъ данныхъ почти совсѣмъ нѣтъ, Аввакумъ
говоритъ какъ-то смутно: «во ино время», «по малѣ времени»,
различно показываетъ онъ, сколько времени былъ съ Пашковымъ,
то шесть или семь лѣтъ, то десять (Мат. V, стр. 36, 61); мѣсто
и лица обозначаются такъ: «переселился во ино мѣсто», «инъ
начальникъ». Такъ какъ жизнь Аввакума представляется имъ
какъ дѣло Божіе, то происходятъ частыя уклоненія отъ нити
разсказа для защиты этого дѣла Божія и мы часто встрѣчаемся
съ фразами «паки на первое возратимся», «полно о семъ», послѣ
которыхъ возобновляется прерванный разсказъ. Дѣло Божіе подкрѣпляется чудесами, видѣніями и благоче¬
стивыми подвигами, о которыхъ должно быть много разсказовъ,
но нельзя думать, чтобы Аввакумъ намѣренно выдумывалъ свои
чудеса и явленія ему отъ Бога: онъ былъ искренно убѣжденъ,
что все было такъ, какъ онъ передаетъ. Чудеса эти можно объ¬
яснять вполнѣ естественнымъ образомъ, или какъ факты дѣй- 3) Опис. раса, рукоп. т. I, стр. 10. Также не совсѣмъ правильно мнѣніе
Александра Б., что слова Діонисія Ареопагита «безъ сомнѣнія искажены». Оідііііесі Ьу ѵ^ооше