Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/314]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
296 Казанскомъ спискѣ аналогичная фраза, тоже въ третьемъ лицѣ,
причемъ Аввакумъ называется «многострадальнымъ протопопомъ,
темничнымъ горемыкой и нужетерпцемъ, исповѣдникомъ Христо¬
вымъ, священно протопопомъ»; но этой фразѣ предшествуетъ не¬
большое вступленіе въ первомъ лицѣ, что «Житіе» писано, по бла¬
гословенію Епифанія, собственноручно протопопомъ, который про¬
ситъ не зазирать его «просторѣчію», такъ какъ онъ любитъ «свой
русской природной языкъ и виршами философскими не обыкъ
рѣчи красить»; вслѣдъ за этими словами идетъ, несомнѣнно по
стилю принадлежащее Аввакуму, замѣчаніе: «Вотъ что много
разсуждать; не латинскимъ языкомъ, ни греческимъ, ни еврей¬
скимъ, ниже инымъ коимъ ищетъ отъ насъ* говоры Господь, но
любви съ прочими добродѣтельми хощетъ; того ради я и не брегу
ѵо краснорѣчіями не уничижаю своего языка русскаго». Это за¬
мѣчаніе имѣетъ близкую связь съ «поученіемъ Аввы Дорофея о
любви», отсутствующимъ въ другихъ спискахъ и являющимся
поясненіемъ къ тому рисунку, который приложенъ къ Казан¬
скому списку, и судя по изображеніямъ, въ немъ заключаю¬
щимся, его оригиналъ не можетъ быть относимъ ко времени
позднѣе конца ХѴП вѣка. Послѣ этого поученія въ Казанскомъ спискѣ имѣется посвя¬
щеніе «Житія» какому-то неизвѣстному лицу, причемъ Аввакумъ
благословляетъ этого неизвѣстнаго, его жену Марью Пименовну
и всѣхъ его родственниковъ. Это посвященіе интересно потому,
что помогаетъ намъ понять, кто тотъ «рабъ Христовъ», къ ко¬
торому вмѣстѣ съ инокомъ Епифаніемъ обращается Аввакумъ
въ «Житіи» послѣ разсказа о спасеніи «замотая» (Старецъ да
и рабъ Христовъ. Простите же меня, что я лгалъ тогда» и т.
д.). Этотъ рабъ Христовъ является и послѣ разсказа о бѣше¬
номъ Ѳедорѣ. Весьма важно и хронологическое указаніе въ этомъ преди¬
словіи Казанскаго списка: «Вотъ вамъ, питомникамъ церков¬
нымъ, предлагаю житіе свое отъ юности и до лѣтъ пятьдесятъ
пяти годовъ»; этому указанію соотвѣтствуетъ въ дальнѣйшемъ
изложеніи другое, тоже встрѣчающееся только въ Казанскомъ
спискѣ: «а отъ роду на шестой десятокъ идетъ». Какъ мы сказали, Казанскій списокъ заключаетъ въ себѣ
нѣкоторыя фактическія подробности, не встрѣчающіяся въ дру¬
гихъ спискахъ: такъ, послѣ разсказа объ изгнаніи изъ Лопатинъ, Оідііііесі Ьу ^юозіе