Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/310]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
292 ли, Маремьява, какъ бы съѣлъ про- жертвы ихъ, и всю службу ихъ, и
свиру-ту, такъ бы что Исакія Печер- благодать Божія паки пріиде на ля,
скаго затомили. и здравъ бысть. Виждь, человѣче, каково лѣпко бѣсовское дѣйство Хри¬
стіаномъ! А егда бы съелъ просвиру-
ту, такъ бы меня, чаю, и задавили
бѣси. Заключительнаго нравоученія («виждь» или «видишь») въ
Дружининскомъ. спискѣ нѣтъ, и изложеніе болѣе подходитъ къ
варіанту «Житія». Сравнительная простота разсказа въ «Посла¬
ніи», на нашъ взглядъ, можетъ быть основаніемъ, чтобы при¬
знать его первоначальнымъ по отношенію къ двумъ другимъ
текстамъ. Можетъ быть, къ той же группѣ послѣдователей Аввакума,
къ которой принадлежала Маремьяна, слѣдуетъ отнести и не¬
извѣстнаго, по другимъ источникамъ Алексѣя Копытовскаго, хотя
основаніе для такого предположенія заключается единственно въ
упоминаніи какого-то Максима какъ въ «Посланіи къ Маремьянѣ»,
такъ и въ «Посланіи къ Алексѣю Копытовскому», изданномъ
г. Субботинымъ (Мат. ѴШ, стр. 98—100) по рукописи Хлудов-
ской библіотеки № 149 (по прибавл. къ каталогу). Этотъ ученикъ
Аввакума обратился къ нему съ утѣшительнымъ посланіемъ и
спрашивалъ, вѣроятно, какъ слѣдуетъ относиться къ какому-то
Лукьяну: за утѣшеніе Аввакумъ благодаритъ, а Лукьяна за что-то
называетъ «треглавымъ змѣемъ», «собакой, дурой», лишаетъ его
благословенія, Алексѣю же приказываетъ «побить его палкой».
Въ заключеніе Аввакумъ даритъ Алексѣю свои четки. ‘ Немного содержательнѣе предыдущаго «Посланіе къ отдамъ
въ Поморье», напечатанное по той же рукописи въ Мат. ѴШ
стр. 88—89. Изъ поморскихъ отцевъ называются здѣсь Савва-
тій, Евфимій, Тимофей и Авксентій. Послѣ риторическаго обра¬
щенія къ этимъ отцамъ, обращенія, по стилю подходящаго къ
витіеватымъ фразамъ посланій къ Морозовой, Аввакумъ проситъ
ихъ молитвъ, которыя помогутъ ему въ, борьбѣ съ еретиками:
«Аще Богъ по насъ, кто на ны?—говоритъ онъ, измѣняя тонъ,—
Со Христомъ и болшому-тому волку, хохлатой-той собакѣ, глазъ
вырву, нежели щенятамъ. Молитеся толко вы о насъ крѣпко л
неослабно, Господа ради, отцы святіи. Мнѣ веть неколи плакать:
всегда играю съ человѣки, таже со страстми и похотми бьюся
окаянный». Проситъ Аввакумъ поморскихъ отцовъ молиться и Оідііігесі Ьу і^оояіе