Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/308]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
290 редъ смертью жаловался ему на боярыню: «стала-де ты скупа
быть, не стала милостыни творить и имъ-де на дорогу ничево
нс дала, и съ Москвы отъ твоей изгони съѣхалъ, и кое-што
сказывалъ. Да уже Богъ васъ проститъ! Нечево старова поми¬
нать: меня не слушала, какъ я говорилъ; а послѣ пѣняешъ мнѣ.
Да што на тебя и дивить! У бабы волосы долги, а умъ коро¬
токъ. Ну, прости же меня; а тебя Богъ проститъ во всемъ.
Мучтеся за Христа хорошенко, не оглядывайтеся назадъ». Во всѣхъ этихъ наставленіяхъ ярко выступаетъ задушевный,
частный характеръ посланій въ Морозовой, и эта же Черта про¬
является въ тѣхъ случаяхъ, когда Аввакумъ говоритъ о своихъ
личныхъ дѣлахъ. Такъ онъ благодаритъ боярыню за то, что она
посылаетъ денегъ его женѣ, и сообщаетъ объ одномъ щекотли¬
ваго свойства домашнемъ дѣлѣ: «У меня в домишку дѣвка ра-
бачищо робенка ррдила. Иныя говорятъ — Прокопей сынъ мой
пріівалялъ; а Прокопей божится и запирается». Весьма харак¬
тернымъ является слѣдующее замѣчаніе по этому поводу, замѣ¬
чаніе, рисующее способность Аввакума снисходить къ человѣче¬
скимъ слабостямъ, хотя не слѣдуетъ забывать, что мы имѣемъ
тутъ дѣло съ отношеніемъ отца къ сыну: «Въ лѣтахъ дѣтина,
не дивно и ему привалятъ! Да сіе мнѣ скорбно, яко покаянія
не могу получить. Въ иную пору совѣсть разсвирѣпѣетъ, хощу
анаѳемѣ предать и молить Владыку, да послетъ бѣса и умучить
его, яко древле въ Коринфахъ соблудившаго съ мачехою; и паки
посужу, какъ бы самому въ напасть не впасть: аще толко не
онъ, такъ горе мнѣ будетъ тогда,—мученика казни предамъ!» Кромѣ этихъ личныхъ отношеній въ посланіяхъ къ Морозо¬
вой встрѣчаются замѣчанія болѣе общаго характера по вопро¬
самъ церковно-обрядовымъ: такъ, въ третьемъ и четвертомъ по-
<маніяхъ Аввакумъ яростно нападаетъ на никоніянъ за нѣкоторыя
кажущіяся ему ихъ ереси, за стремленіе измѣнять во что бы
т ни стало: «какъ бы нибудь, лише бы не по старому»; во вто¬
ромъ посланіи онъ упоминаетъ, какъ мы уже говорили, о своей
ссорѣ съ діакономъ Ѳедоромъ. Такимъ же характеромъ личныхъ отношеній отличается и
посланіе Аввакума къ Маремьянѣ Ѳедоровнѣ, изданное г. Суббо¬
тинымъ также по списку библіотеки митр. Макарія, № 34, съ
варіантами Хлудовскихъ списковъ, №№ 257 и 273, причемъ
нигдѣ это сочиненіе заглавія не имѣетъ; также безъ заглавія Оідііігесі Ьу Ьоояіе