Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/307]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
4 289 нужную пору не ваялъ къ себѣ. Я благодарю Бога о немъ,—
причастилъ я ево помню: довлѣетъ ему сіе во вѣки вѣковъ:
Не истлѣла въ немъ благодать. Я на твое пдюсканье не гляжу.
Тебѣ бы таки всякъ исповѣдникъ! Охъ, матка Божія, — не по
Ѳедосьину хотѣнью дѣлается! Плач-ко ты о себѣ болши; а о
немъ слава Христу и безъ твоихъ возгрей! А што? Горе уже
отъ безумія твоего стало мнѣ! Бетъ о немъ плачющихъ-те.
Иной и одинъ вздохнетъ, ино адомъ потрясетъ; хотя бы и впрямь
осужденъ былъ: ино выпустятъ. А то за что ево осудить? Въ
мукахъ скончался робя. Григорей о Троянѣ о мучители помо¬
лился; ино отдали. Сказалъ же ему Христосъ: опять де не моли
мнѣ о таковыхъ, не стужай; а однако таки отдалъ милостивый
Богъ. А Иванъ не мучитель былъ, — самъ покойникъ мучился
и свѣта не видалъ вся дни житія своего. Да собаки опоганили
при смерти, такъ у матушки и брюхо заболѣло: охти мнѣ,—сына
опоганили! во адъ угодилъ! Не угодилъ,—не суетися. Для тебя
такъ попущено, чтобъ ты не вознеслась. Блюдися себевозноше-
нія, инока схимница! Дорога ты, что в черницы-те попала, грязь
худая? А кто ты,—не Ѳеодосья ли дѣвица преподобно-мученица?
Еще не дошла до тое версты! Ну, полно бранится. Прости,—
согрѣшилъ. Не кручинься о Иванѣ: такъ и бранить не стану».
Особенно строгъ Аввакумъ къ Морозовой потому, что она долж¬
на служить примѣромъ своимъ соузницамъ, а между тѣмъ ея
слабость приводитъ къ тому, что и онѣ «глядя на нее кручи¬
нятся»: княгиня Урусова боится, какъ бы ея дѣти не «ввали¬
лись въ грѣхи»,—но ее Аввакумъ наставляетъ мягче, чѣмъ Мо¬
розову, призывая ее къ упованію на Христа. Оъ другой стороны
онъ настойчиво внушаетъ кн. Урусовой и Даниловой, что онѣ
должны оказывать повиновеній боярынѣ Морозовой: «не прере-
куйте вы предъ старицею-тою,—она вѣдь ангельскій чинъ содер¬
житъ, а вы простые бабы,—грѣхъ вамъ предъ нею пререковать».
А пререканія, невидимому, происходили изъ-за разныхъ цер¬
ковныхъ вопросовъ, — по крайней мѣрѣ въ томъ же посланіи
Аввакумъ поучаетъ: «А у васъ, свѣты мои, какое догматство
между собою? Женской бытъ одно говори: какъ в старопечат¬
ныхъ книгахъ напечатано, такъ я держю и вѣрую, съ тѣмъ и
умирай. Да молитву Ісусову грызи, да и все тутъ». Припоминаетъ Аввакумъ и юродиваго Ѳедора, который пе- 19 V І ) •Ѵи * * хг ОідііігесІ Ьу Соодіе