Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/305]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
\ 287 яяете волкамъ входъ во святая» и т. д. Аввакумъ прямо назы¬
ваетъ своихъ ученицъ святыми, уподобляетъ ихъ Аѳанасію Але¬
ксандрійскому, Іоанну Златоусту, Василію Великому, Григорію
Богослову; величаетъ ихъ «херувимами многоочитыми, серафи¬
мами шестокрилными, воинствомъ небесныхъ силъ», доходитъ
до примѣненія къ Морозовой эпитета «блаженной и треблажен-
ной въ женахъ», а ко всѣмъ тремъ обращается, какъ къ «три¬
численной единицѣ трисоставнаго Божества», наконецъ сравни¬
ваетъ Морозову съ Христомъ: «Какъ такъ, государыни, изво¬
лили съ такія высокія степени сступить и въ безчестіе врину-
тися? Воистину подобни Сыну Божію: отъ небесъ сступилъ, въ
нищету нашу облечеся и волею пострадалъ. Томужъ и здѣсь
прилично о васъ мнѣ разсудить». Согласно съ этимъ тономъ величаній изображается и прош¬
лая живнь боярыни ,и ея страданія. «Вѣмъ, другъ мой милой
Ѳеодосья Прокопьевна,—жена ты была боярская, Глѣба Ивано¬
вича Морозова,, вдова честная, вверху чина царева, близъ ца¬
рицы. Дома твоего тебѣ служащихъ было человѣкъ с триста, у
тебя ж было крестьянъ 8000, имѣнія въ дому твоемъ на 200,000,
или на полтретьи. У тебя же былъ всему сему наслѣдникъ сынъ,
Иванъ Глѣбовичъ Морозовъ. Друговъ и сродниковъ въ Москвѣ
множество много. Ѣздила къ нимъ на колесницѣ, еже есть въ
коретѣ драгой, и устроеной мусіею и сребромъ, и аргамаки многи,
6 или 12, з гремячими цѣпьми. За тобою же слугъ, рабовъ и
рабынь, грядущихъ 100, или 200, а иногда человѣкъ и триста
оберегали честь твою и здоровье. Предъ ними же лѣпота лица
твоего сіяла, яко древле во Израили святыя вдовы Іюдифы, по¬
бѣдившія навходоносорова князя Алоферна. И знаменита была въ
Москвѣ предъ человѣки, яко древняя Деввора во Израили, Ес¬
фирь жена царя Артоксеркса». Въ такомъ же риторическомъ
стилѣ передаетъ Аввакумъ и о благотворительности Морозовой,
о ея аскетическихъ подвигахъ еще въ то время, когда она была
богата и пользовалась почетомъ при дворѣ, и о ея мужествен¬
номъ стояніи за правое старое перстосложеніе: «Напослѣдокъ
же сына свого Ивана въ жертву принесе, еже есть скончался
скоро отрокъ отъ великія печали, егда отступники съ тобою
разлучили. Ты же нимало отъ подвига уклонися, ни усумнѣся,
но и паче простирашеся ко обличенію враговъ креста Христова Оідііііесі Ьу Соодіе А