Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/303]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
285 іезуитскихъ изворотовъ Аввакумъ одобряетъ по отношенію къ
никоніанскимъ попамъ и болѣе крутыя мѣры: «А на молебны
тѣ хотя и давайте имъ, а молебны-тѣ въ Москву рѣку сажайте.
Хотя и попа-то врага Божія въ воду-ту посадишь, и ты не со-
грѣшшпи. Левъ Катанскій въ огонь посадилъ же таково вора».
Это наставленіе со ссылкою на примѣръ Льва Катанскаго очень
важно, такъ какъ указываетъ на близость Аввакума къ осиф-
лянскому направленію, въ которомъ подобная ссылка была од¬
нимъ изъ важнѣйшихъ аргументовъ въ пользу преслѣдованія
еретиковъ. Заканчивается рядъ приведенныхъ наставленій іе¬
зуитскаго свойства слѣдующимъ характернымъ замѣчаніемъ: «А
въ чемъ погрѣшится: р ты кайся предъ Господемъ Богомъ! Гдѣ
же дѣтца? живыя могилы нѣтъЪ Послѣднія слова являются оче¬
виднымъ противорѣчіемъ призыву къ самосожженію, которое въ
большинствѣ случаевъ одобряется, какъ послѣднее средство
спастись отъ насилія. Послѣ этихъ общихъ наставленій Аввакумъ обращается къ
отдѣльнымъ представителямъ «тысящи», Борису, Досиѳею, Си¬
меону и Наремьянѣ: Борису онъ посылаетъ разрѣшеніе отъ
всѣхъ грѣховъ и совѣтуетъ «всегда прощенія говорить»100); у
Досиѳея Аввакумъ просить благословенія, Симеону пишетъ:
«Денги твоего привозу всѣ пропали: толко три рубли пришло съ
пустобородомъ, а то всѣ девяносто Рублевъ съѣлъ діяволъ. Ѳео-
досей привезъ къ намъ 11 Рублевъ». Изъ этихъ словъ можно
видѣть, насколько дѣятельно помогали Аввакуму его послѣдо¬
ватели; они заботились и о его семьѣ, положеніе которой на Ме¬
зени было довольно тяжело: «Онѣ, бѣдные, требуютъ и ко мнѣ
приказываютъ, не цѣдома кой бѣды гладуютъ: живутъ большо
неблагодарно». Маремьяна извѣщала протопопа, что отправила
ему лѣствицу, и спрашивала наставленія относительно пищи по
вторникамъ и четвергамъ, Аввакумъ благодаритъ за лѣствицу,
даетъ просимое разрѣшеніе и приказываетъ Маремьянѣ быть въ
послушаніи у какой-то дѣвицы Анилины Гавриловны, которую
онъ называетъ игуменьей.’ Такимъ образомъ посланіе прини¬
маетъ чисто личный характеръ и потому оно можетъ быть для 10°) По справедливому замѣчанію проф. Ивановскаго, такія заочныя проще¬
нія, притомъ грѣховъ неповѣданныхъ, слишкомъ уже далеки отъ таинства
исповѣди. Критич. раэборъ ученія безпоповцевъ о церкви и таинствахъ, стр. 60. Оідііігесі Ьу ^оодіе