Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/30]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
12 _ цѣпь. Весьма вѣроятно, что такой суровостью, обличительнымъ
тономъ, его проповѣдей, въ которыхъ все навивается своемъ
именемъ, и малѣйшій проступокъ вызываетъ рѣзкое осужденіе,
слишкомъ ригористическимъ проведеніемъ единогласія, къ ко¬
торому очень еще трудно привыкать, Аввакумъ скоро возстано¬
вилъ противъ себя мѣстное духовенство и народъ; его сперва про¬
сили оставить новшества и относиться снисходительнѣе къ раз¬
нымъ упущеніямъ въ церковной службѣ: «долго поешь единоглас¬
но, намъ дома недосугъ»26), заявляли ему. Но такія просьбы и за¬
явленія не могли имѣть въ глазахъ его никакой цѣны, и онъ остав¬
лялъ ихъ безъ вниманія. Тогда перешли отъ словъ къ дѣлу. Че¬
резъ 8 недѣль послѣ прибытія Аввакума въ Юрьевецъ, противъ
него поднялся цѣлый бунтъ. Около тысячи человѣкъ собралось съ
батогами и рычагами къ патріархову приказу, гдѣ протопопъ въ
это время занимался духовными дѣлами; вытащили его на улицу,
били батогами и рычагами и полумертваго бросили его подъ изб¬
ной уголъ. Тутъ подоспѣлъ воевода Денисъ Крюковъ27) съ пуш¬
карями, выхватилъ его еле живого изъ рукъ разъяренной толпы,
отвелъ домой и приставилъ къ его двору караулъ. Три дня про¬
должалось буйство народа, хотѣли убить Аввакума, особенно озлоб¬
лены были на него попы и бабы, на которыхъ онъ обращалъ пре¬
имущественно свои обличенія: «убить вора, бл... сына», кричали
они, «да и тѣло собакамъ въ ровъ кинуть». Наконецъ, на третій
день ночью Аввакумъ, покинувъ жену и дѣтей, тайкомъ бѣжалъ
въ Москву. По дорогѣ заходилъ онъ въ Кострому и узналъ, что
отсюда изгнали такого же, какъ онъ самъ, ревнителя церковнаго
закона, протопопа Даніила, примыкавшаго къ кружку Вонифатьева
и Неронова. Это переселеніе Аввакума въ Москву слѣдуетъ, какъ
уже сказано выше, отнести къ 1662 году, когда Аввакумъ при¬
везъ въ Москву деньги въ патріаршій приказъ88). Въ Москвѣ Аввакума, какъ видно изъ его словъ, приняли не
особенно ласково, не одобряя его малодушнаго ухода съ мѣста
службы. «Духовнику Стефану показался», разсказываетъ онъ, «и
онъ на меня учинился печаленъ: на что де церковь соборную по- *)*) Мат. V, стр. 223. гг) ІЬіі. стр. 123. и) Отвозъ казны не противорѣчитъ факту изгнанія Аввакума, котороо про¬
тоіерей Николаевскій объясняетъ отчасти сборомъ «сверхъ указныхъ пошлинъ,
возбуждавшимъ неудовольствіе народа и духовенства. Хр. Чт. 1391,1, 160—161 Оідііігесі Ьу і^оодіе