Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/299]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
281 тія» онъ говоритъ только, что его собирались бить. Никоніянъ
онъ называетъ «другими нѣмцами русскими» за измѣненіе «цер¬
ковныхъ уставовъ и поступковъ», отъ котораго «горко милымъ
христіанамъ». Это горькое положеніе представляется Аввакумомъ
въ слѣдующемъ трогательномъ образѣ: «Онъ, бѣдной (т. е. хри¬
стіанинъ), мается шесть-ту дней на трудахъ, а въ день вос¬
кресной прибѣжитъ въ церковь помолити Бога и труды своя
освятити: ано и послушать нечево—полатынѣ поютъ, плясавицы
скоморошьи». Такое печальное искаженіе вѣры, совращеніе въ
латинство, конечно, должно возбуждать въ защитникахъ ста¬
рины готовность къ страданіямъ, а потому статья заканчи¬
вается оправданіемъ огненной смерти: «Да еще бы христіанинъ
въ огонь не шолъ! Сгорятъ всѣ о Христѣ Ісусѣ, а васъ собакъ
не послушаютъ. Да и надобѣ такъ правовѣрнымъ всѣмъ: то
наша и вѣчная похвала, что за Христа своего и святыхъ отецъ
преданія сгорѣти, да въ будущемъ живи будемъ». Какъ ни ярко
восхваляется въ этихъ словахъ огненная смерть, однако въ нихъ
нѣть прямого одобренія произвольному самосожженію; здѣсь
огненная смерть является скорѣе, какъ орудіе дѣйствія нико¬
ніанскихъ властей. Этимъ мы не имѣемъ намѣренія утверждать,
что Аввакумъ не наставлялъ своихъ послѣдователей самосож¬
женію; мы только хотимъ точно разграничить тѣ слова Авва¬
кума, которыя относятся къ самосожженію, отъ похвалъ огнен¬
ной смерти, являющейся не въ видѣ произвольно избираемаго
средства душевнаго спасенія. «Сказаніе о дняхъ поста и мясоястія», изданное Н. И. Суб¬
ботинымъ по списку библіотеки Б. В. Барсова, гдѣ оно не
имѣетъ никакого заглавія, начинается съ наставленія «о суб¬
ботѣ, како должно есть праздновати по завѣщанію святыхъ Апо¬
столъ», и потому, можетъ быть, стоитъ въ нѣкоторой связи съ
тѣмъ вопросомъ о постѣ въ субботу, который, какъ мы указы¬
вали, поднимался уже раньше среди приверженцевъ Аввакума.
Особеннаго интереса литературнаго это сочиненіе не предста¬
вляетъ, будучи пересказомъ церковныхъ правилъ о постахъ и
праздникахъ; любопытными являются только двѣ подробности:
1) прямое выраженіе еретическихъ взглядовъ Аввакума на Хри¬
стово воскресеніе («Христосъ же воста отъ мертвыхъ в третій
день и во адъ сниде, изведе оттуду вся святыя отцы; таже
явися ученикомъ и по воскресеніи ядѣ съ ними и пія» и т. д.),