Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/297]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
і 279 Черниговской духовной семинаріи, № 134 (Приложенія, № 13),
является краткимъ обличеніемъ вообще всѣхъ никоніянскихъ
новшествъ, особенно измѣненія именъ святыхъ и нѣкоторыхъ
словъ въ молитвахъ, напр. «вѣковъ», вмѣсто «вѣкомъ», такъ
какъ «малое слово великую ересь содѣваетъ». За извращеніе
вѣры русскую землю постигли всякія наказанія, начиная съ
морового повѣтрія; наказаній было такъ много, что «иныхъ
пагубъ нѣсть времени исчести уму моему». Никонъ опять срав¬
нивается съ Формосомъ за введеніе троеперстія, а про повиную¬
щихся его распоряженіямъ Аввакумъ говоритъ, что ими онъ
(т. е. Никонъ) «обладаетъ яко кабальными: что они велятъ, то
и творятъ: «такъ де намъ государи патреархи указали, на нихъ
де Богъ положилѣ». Указавъ, что всѣ прежніе обряды были,
установлены въ церкви святыми, Аввакумъ по обыкновенію
яростно нападаетъ на православныхъ іерарховъ. «Али ты чаешь,
спрашиваетъ онъ, потому святы нынѣшнія законоположники
власти, что брюха-те у нихъ толсты, что у коровъ: да о небес¬
ныхъ тайнахъ не смыслятъ, понеже живутъ по-скотски и ко 7
всякому беззаконію ползски. Или на то глядишь, что они воз¬
дыхаютъ? Не гляди на вздохи-те ихъ! Вздыхаетъ чернецъ,
что долго во власти не поставятъ, а" какъ докулится вели¬
кія степени, вотъ ужжо и воздыхать перестанетъ, а буде и
вздохнетъ, а инъ ласкосердьствуетъ, летитъ мира, показуя
себе свята, а внутрь діяводъ. Павелъ Крутицкій да Иларіонъ
Резанскій горазды были сему рукодѣлію, да и всѣ однаки вла-
сти-те кромѣ избранныхъ, де лихо су избраннымъ тѣмъ и тѣсно
бываетъ отъ нихъ». Очень подходитъ по нападкамъ на православную іерархію
къ этому послѣднему сочиненію статья «О внѣшней мудрости»,
ивданная г. Субботинымъ по рукописи библіотеки Хлудова № 257,
съ варіантами по рукописямъ той же библіотеки Л! 273 и би¬
бліотеки Е. В. Барсова, и во всѣхъ этихъ спискахъ не имѣю¬
щая заглавія. Она является толкованіемъ текста: «Погублю пре¬
мудрость премудрыхъ и разума разумныхъ отвергуся....» и, какъ
почти всѣ толкованія Аввакума, должна быть признана пам¬
флетомъ на современные ему церковные порядки. Внѣшняя муд¬
рость есть наука «алманашниковъ и звѣздочетцевъ и всѣхъ зо-
дѣйщиковъ», которые «осуетишася своими умышленьми упо-
доблятися Богу своею мудростію начинающе, якоже первый бдя- ОідШіесІ Ьу ѵ^оодіе