Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/295]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
277 •безъ поповъ; а если можно причащаться самому, то отсюда не осо¬
бенно ’ затруднителенъ переходъ къ причащенію другихъ, кото¬
рый и дѣлается Аввакумомъ по отношенію къ младенцамъ въ
«Книгѣ всѣмъ' горемыкамъ миленькимъ», гдѣ, какъ увидимъ,
дается уже обстоятельное описаніе порядка причащенія безъ
священника. Наставленіе о Принятіи новопоставленныхъ поповъ выра¬
жается тоже нѣсколько подробнѣе, чѣмъ это было раньше, какъ
мы указывали при разсмотрѣніи сочиненія, озаглавленнаго «Авва¬
кума отца разсужденіе»; въ настоящемъ посланіи Аввакумъ
обстоятельно перечисляетъ тѣ требы, къ которымъ допускается
«новикъ» («да глаголетъ «Благословенъ Богъ» и возгласъ:
«Яко твое есть царство», и служитъ вечерню, и утреню, и часы,
и молитвы роженицамъ говоритъ и креститъ»), относительно же
совершенія литургіи ставитъ болѣе строгое условіе: въ «Раз-
сужденіи» считается достаточнымъ, если «новикъ оплачеть себя
стонавше, проклявше еретическое дѣйство, здѣсь же онъ полу¬
чаетъ право «литорисать» только въ томъ случаѣ, если онъ «по-
страждетъ отъ мучителей и кровь свою изліетъ за старое бла¬
гочестіе». Вопросъ о причащеніи становился въ это время очень слож¬
нымъ, такъ какъ нѣкоторые старолюбцы «отлучали себя отъ при¬
частія», какъ передаетъ Аввакумъ, подъ тѣмъ предлогомъ, «яко
не обрящеши святыхъ тайнъ». Такихъ крайнихъ представителей
своей партіи Аввакумъ «не похваляетъ» и обращается къ нимъ
съ такимъ увѣщаніемъ: «только то и людей святыхъ, что будьто
одны мы, а то всѣ погибли! Миленькіе батюшки, добро ревность
по Богѣ, да знать ей мѣра. Не блюдись, до конца не упразднитъ
жертвы той и самъ антихристъ; самъ бо рече Владыка: Азъ есмь
съ вами до скончанія вѣка». Здѣсь Аввакуму естественно пришлось коснуться и вопроса
объ антихристѣ, но какихъ-либо новыхъ мыслей онъ по этому
поводу не высказываетъ, повторяетъ то же, что говоритъ въ
«Толкованіяхъ на псалмы», т. е. отвергаетъ мнѣніе, будто ан¬
тихристъ явился въ лицѣ патріарха Никона, мнѣніе, поддержи¬
ваемое тѣми людьми, «которые, въ зодійстѣмъ крузѣ увязше, по
книгамъ смотрятъ, и дни и седмицы раздѣляюще, толкуютъ::.
Опять Аввакумъ, какъ и въ «Толкованіяхъ», ссылается на свое
личное знакомство съ Никономъ, отецъ котораго йылъ «череми- Оідііігесі Ьу