Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/294]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
276 странявшіеся отъ св. Причастія. Мысли, высказываемыя теперь
Аввакумомъ по этому вопросу, являются дальнѣйшимъ развитіемъ
тѣхъ теорій безпоповства и бѣглопоповства, которыя намѣчались
имъ уже раньше®8). Обѣ эти теоріи въ настоящемъ посланіи
являются равноправными: Аввакумъ допускаетъ съ одной сто¬
роны совершеніе церковныхъ требъ простыми иноками, а съ дру¬
гой стороны разрѣшаетъ принимать въ служеніе поповъ ново¬
поставленныхъ. По отношенію къ первымъ дается такое разъ¬
ясненіе: «А иже держатся крѣпко старыхъ книгъ, а новыхъ оі^
нюдь не пріемлютъ, и въ церковь къ новому пѣнію не ходятъ,
и ходити не повелѣваютъ, и поповъ Въ домы не пущаютъ, и
отъ нихъ бѣгаютъ, и младенцевъ имъ крестити не даютъ, а
крестятъ простые иноки и постригаютъ же иноки, а грамотѣ,
умѣющей, и на духъ пріимаютъ простые жъ старцы,— и сіи че-
ловѣцы рабп Бога вышняго, отметающеся скверны, хранятъ,
цѣло благочестіе. Аще они и простіи, но дѣйство духовное, по¬
неже и рукоположенцевъ тѣхъ не всѣхъ Духъ Святый рукопо¬
лагаетъ, но всѣми дѣйствуетъ». Дальше Аввакумъ указываетъ*
какія службы можетъ совершать такой простецъ: «простому
иноку не подобаетъ глаголати: «Благословенъ Богъ нашъ» и
«Боже, ущедри ны», но «За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ»,
та же трисвятое и прочая, и канонъ за единоумершаго, таже
панихида, и кадить кадиломъ, також поетъ и молебенъ, емуж
хощетъ, говоритъ каноны съ Евангеліемъ, и кончаетъ по три¬
святомъ тропарь, и 40 «Господи помилуй или 100, ектеней же
не глаголетъ, но «Честнѣйшую» и «Слава и нынѣ», «Господи
помилуй» 3, да молитвою и кончаетъ». Въ этихъ наставленіяхъ
видны извѣстныя ограниченія, такъ сказать, богослужебной ком¬
петенціи простецовъ, однако въ этомъ же «Посланіи» мы встрѣ¬
чаемъ не совсѣмъ ясно выраженное правило, которое можно-
толковать въ смыслѣ крайняго расширенія этой компетенціи*
какъ разрѣшеніе простецамъ совершать таинство причащенія:
«Мощно иноку просцу и простолюдину истиннымъ таинствомъ,
причащатися; есть Григорія Богослова правила о семъ, повелѣ¬
ваетъ въ нужду причащати себя». Эти слова, встрѣчающіяся
вслѣдъ за наставленіемъ о принятіи «новопоставленныхъ по¬
повъ», могутъ объясняться, какъ указаніе способа обходиться См. выше, въ д. V. Оідііігесі Ьу ^лоо^іе