Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/288]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
270 православней пребудемъ до екойчаеія вѣка нашего непоколебнмо н непо¬
движно, а нововводных ересей, умышлевных отъ нынешнигь учителей
етагумкмгь отъ святыя вѣры православныя и церкви святѣй сопротив¬
ныхъ, не нріеидите, понеже многія злыя ереси, ижс и нелѣть есть о нихъ
и глагодати, в книгахъ новыхъ находятся, иже з древними книгами зѣло
не сходны. Пріемлющій же с новомодными ересмн книги не точію спастіся
по нихъ возмогутъ, но и снидутъ до ада». Въ такомъ же родѣ переработано въ Румянцевскомъ спискѣ
и все посланіе: характеръ этой передѣлки по своей витіеватости
очень подходитъ къ тѣмъ пріемамъ, которые устанавндись въ
раскольничьей литературѣ въ ХѴШ вѣкѣ, благодаря дѣятель¬
ности получившаго риторическое образованіе Андрея Денисомъ По своеиу содержанію «Посланіе къ вѣрнымъ». особенной
важности не представляетъ; все оно состоитъ въ развитіи при*
веденнаго увѣщанія стоять твердо за вѣру, причемъ въ отно¬
шеніи къ противникамъ отличается замѣчательной мягкостью.
Возбуждая въ своихъ послѣдователяхъ безстрашіе, Аввакумъ
вмѣстѣ съ тѣмъ внушаетъ имъ смиренномудріе, какъ средство
побѣдить «всѣхъ противящихся»:. «о Христовѣ дѣлѣ говори
кротко и привѣтно, да же слово твое будетъ сладко, а не терпко.
Аще и разгорится духъ огнемъ божественнымъ: слово къ че¬
ловѣку говори, а умомъ ярость иэноси на діявола. А кающагося
на всяко время прощай, и вся твори, не человѣкомъ показуяся,
но Боговн. Таже и молися за противнаго». Напоминая о необ~
ходимости имѣть во время гоненія «незлобіе голубино», Авва¬
кумъ уговариваетъ свою паству не сѣтовать о потерѣ имѣнія
и даже о лишеніи семейства и ссылается на свой собственный
примѣръ: «Пускай діяволъ емлетъ: онъ владыка сему вѣку.
Христосъ заплатить въ будуіцій вѣкъ. А жену-ту и дѣтей Хри¬
стосъ сохранитъ же въ нечестивыхъ рукахъ. У меня Марковна
сидитъ себѣ въ землѣ съ дѣтьми, будто въ клѣткѣ, Божіею
благодатію снабдѣваема. А я пою Богу моему дондеже есмь».
Защищая старое правовѣріе, слѣдуетъ ревностно исполнять слово
Божіе и помнить о грядущемъ страшномъ судѣ, на которомъ
должна обнаружиться всякая людская неправда. Всякій право¬
вѣрный прежде всего долженъ думать о своихъ грѣхахъ и не
долженъ «считать братнихъ паденія», а между тѣмъ современ¬
ное положеніе дѣлъ наводитъ на грустныя размышленія: «у
насъ и въ заводѣ тово нѣтъ, говорить Аввакумъ, — всюду ро¬ ОідШіесІ Ьу і^оодіе