Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/284]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
266 конечномъ Павелъ глаголетъ, но о тричастномъ Христовѣ кре¬
стѣ: долгота — долгое и протяженное древо, широта же прекое,
высота и глубина — подножіе. И Псалмопѣвецъ учитъ: возносите
Господа Бога нашего и кланяйтеся подножію ногу его, яко свято
есть. Сіе реченное о подножномъ древѣ». Наконецъ, въ качествѣ
послѣдняго аргумента въ пользу превосходства осьмиконечнаго
креста является ссылка на апокрифическое сочиненіе, приводимая
на память; Аввакумъ передаетъ содержаніе апокрифа «о крестномъ
древѣ», о принесеніи Лотомъ главенъ отъ вѣнца Адамова, изъ
которыхъ впослѣдствіи былъ сдѣланъ крестъ Спасителя, я прн
этомъ указываетъ свой источникъ такимъ образомъ: «Я грѣш¬
ной читалъ сице, а не въ церковныхъ книгахъ, кои обносятся
въ церкви свидѣтельствовавъ!, но въ лежащихъ и несвидѣтель-'
ствованныхъ. Аще сіѳ правда, или ни, Богъ вѣсть. Азъ вѣрую
крѣпко пророкомъ и апостоломъ и богословцемъ всѣмъ. Они
насъ научаютъ, яко тричастенъ крестъ Христовъ, сирѣчь отъ
трехъ древъ сотворенъ»! Цитированіемъ на память можно объ¬
яснять нѣкоторыя отличія разсказа Аввакума отъ извѣстныхъ
намъ апокрифовъ «о крестномъ древѣ» ѵ4>. Осьмиконечный крестъ, по разъясненіямъ Аввакума, долженъ
быть «на престолѣ и на жертвѣ, еже есть на просфирѣ, н
на главѣ церкви, и на иконахъ и повсюду вмѣстообразиая,
еже есть въ поклоненіе». Допускается, по преданію святыхъ
отецъ, и четвероконечный крестъ, «но не вмѣстообразиая,
только на ризахъ, и на стихаряхъ, и патрахиляхъ, пеленахъ,
идѣже положиша отцы. А иже кто его учинитъ, на просфирахъ
иди напишетъ на немъ образъ распятаго Христа, и положитъ
его на престолѣ вмѣсто тричастнаго: таковый мерзокъ есть и
непотребенъ въ церкви, подобаетъ его изринути. Ііочто на вла-
дычнѣмъ мѣстѣ садится! Рабъ онъ Христову кресту или иредо-
теча. Знай свое мѣсто, не восхищай Господскія чести!». Затѣмъ
Аввакумъ перечисляетъ отдѣльные случаи изъ Ветхаго Завѣта,
когда быль «знаменоносенъ» четвероконечный крестъ: при исходѣ
евреевъ изъ Египта, при переходѣ черезъ Чермное море, при по¬
бѣдѣ надъ Амаликитянами, при вступленіи Іисуса Навина въ
обѣтованную землю, во время заключенія пророка. Даніила во * I,*) Пам. стар. рус. лит. III. л, 81—85. Тихонравовъ. Пам. отреч. рус. лит. I, стр. 306—308. Сборн. отд. руЪ. не. и слои. XVII, стр 216—220 Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе