Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/283]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
265 въ сочиненіяхъ Аввакума, и послѣдовательности въ его отноше¬
ніяхъ къ врагамъ почти нигдѣ не видно. Гоненія, которымъ
подвергаются иравовѣрующіе, представляются даже какъ нѣчто
нормальное: «Міръ своихъ любитъ, а Христовыхъ гонитъ. А міру
тому державедъ діяволъ; онъ такъ научаетъ дѣлать, Христовыхъ
людей вяжетъ, да куетъ, да бѣды наводитъ, да и въ смерть за¬
гонитъ, потому что не любитъ Христа тово гораздо. Идѣже кѣмъ
заповѣдь Христова соблюдается, ту благодать Духа Святаго пре-
изобилуегь, а діявола палитъ сила Божія; такъ онъ, что бѣше¬
ная собака, бросается на человѣка того такъ и сякъ, ищетъ
какъ бы развратити отъ вѣры и отъ дѣлъ добрыхъ, чтобы бла¬
годать та отгнати отъ человѣка, гакъ бы ему не тѣсно было». Діяволъ, конечно, врагъ креста Христова, и онъ-то научилъ
никоніянъ «изврещи крестъ Христовъ трисоставный и крыжъ
латынской вмѣсто его вчинилъ», приготовивъ такимъ образомъ
путь антихристу. Послѣ этого объясненія замѣны восьмиконеч¬
наго креста четвероконечнымъ Аввакумъ естественно переходитъ
ко второй части своего сочиненія, т. е. въ разсужденію о раз¬
ныхъ формахъ креста, ихъ значеніи и происхожденіи. Истин¬
нымъ «Христовымъ крестомъ» признается крестъ «трисоставный,
отъ кипариса, и певга и кедра устроенъ»; въ доказательство
приводятся не совсѣмъ подходящія слова пророка Исаіи: «прі¬
идетъ къ тебѣ слава Ливана отъ кипариса и певга и кедра», а
затѣмъ сообщается разсказъ о чудѣ Моисея на водахъ Мерры,
сякоже о томъ свидѣтельствуетъ Библія». Однако въ послѣднемъ
случаѣ источникъ указанъ невѣрно, такъ какъ въ Библіи (Исходъ,
гл. 15, ст. 25) нѣтъ тѣхъ подробностей, которыя приводятся
Аввакумомъ, а взяты онѣ нзъ Палеи93). Кромѣ этого, въ дока¬
зательство преимущества восьмиконечнаго креста предъ четверо¬
конечнымъ, Аввакумъ ссылается на слова апостола Павла и ва
Псалтырь. «Не внимаютъ, говоритъ онъ о своихъ противникахъ,
Апостолу глаголющу: мнѣ, рече, не буди хвалитися, токмо о кре¬
стѣ Господа нашего Ісуса Христа, на немъ же страдавъ, уби
страсти. Того убо и мы держимся креста Господня, похвалы
всѣхъ насъ. И индѣ Апостолъ глаголетъ: долгота креста, и широта,
и высота, и глубина небесемъ равна. Внимай же не о четверо- ю) Сборникъ отд. рус. яа. и слои. XVII, стр. 196, 217, Толковая Палея
(Колом.), ст. 512. Оідііііесі Ьу Ьоодіе