Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/277]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
259 | людіе же ослабѣть и небрегуще о семъ, понеже ересь ододѣ
благочестіе. И егда умножися грѣхъ, ту избыточествова благо¬
дать». Окончательное утвержденіе «рогатыхъ клобуковъ» въ рим-
• ской церкви приписывается папѣ Евгенію, благодаря которому
они, послѣ Флорентинскаго собора (о которомъ разсказывается
съ неопредѣленной ссылкой на «лѣтописцевъ латынскихъ и рус¬
скихъ») были перенесены и ръ восточную церковь: «С(я уставы
и въ Царьградъ пришли: оттолѣ и греки развратилися, и кло¬
буки такіе же вздѣли на себя, и иные догматы Флоренскаго со¬
бора учиниша въ церквахъ своихъ». Воспоминаніе о бѣдствіяхъ, постигшихъ грековъ 8а отпаде¬
ніе отъ православія на Флорентинскомъ соборѣ, приводить Авва¬
кума къ параллели съ современнымъ ему состояніемъ церков¬
ныхъ дѣлъ. «Видите-ли, вѣрніи, восклицаетъ онъ, римское-то
дѣло родилося каково хорошо! А у насъ на Москвѣ не хуже
того! Мнѣ царя-тово бѣднова жаль пуще всѣхъ греческаго: здѣш¬
няя и вѣчная все погубилъ! Послѣ брата вво роднова Констан¬
тина царя предалъ Богъ за отступленіе Магмету турецкому ца¬
рю, и все царство греческое съ нимъ. А на Русь было напрягъ
въ мимошедшемъ году. Да еще удержали молитвы сѣдящихъ по
темницамъ и нормамъ, вопіющихъ къ Богу день и нощь». Однако
такія знаменія Божія гнѣва нисколько не дѣйствуютъ на нико-
ніянъ отрезвляющимъ образомъ: напротивъ, въ своемъ увлече¬
ніи «обычаями и поступками римскаго костела» сторонники
новшествъ не знаютъ границъ, «не свѣдягь камо грядутъ» и
безпощадно преслѣдуютъ правовѣрныхъ: «Токмо жги да пади,
сѣки, да руби, да вѣшай единородныхъ своихъ! Слыши небо и
внуши земле! Вы будите свидѣтели нашей крови изливающей¬
ся». Дѣло защитниковъ старины, конечно, вполнѣ правое, такъ
какъ они «держатъ неизмѣнно преданіе своихъ отецъ», и по
атому поводу приводится обычный аргументъ, выставляемый
противъ исправителей: «подобаетъ имъ извергвути отъ памяти
прежде бывшихъ царей и патріарховъ и всѣхъ русскихъ свя¬
тыхъ. За что они намъ послѣ себя оставили книги сія, за нихже
мы полагаемъ душа своя! Аще ли ихъ памяти честнѣ творятъ
и святыхъ русскихъ почитаютъ всѣхъ, ихже мы уставы и пре¬
даніе держимъ неизмѣнно: за что же насъ мучить и грабить?». Въ церковь внесено смятеніе патріархомъ Никономъ и «рим¬
скими блюдолизами», которыхъ ожидаетъ за это кара свыше, 17* і?}" і ' \|
V ** : ’Й • ^
4' • 'ы . Гі )Уі . і ‘ Ч .1 Г ОідШіесІ Ьу