Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/271]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
253 уже он мертвецамъ-тѣмъ, аще и живи суть, по исполу живи,
но дѣла мертвечія творятъ,— срамно и глаголати о нихъ». Затѣмъ Казанскій списокъ возвращается , къ вопросу о пер-
стосложеніи, и различіе обоихъ текстовъ выражается въ порядкѣ
наложенія: начинается обличеніе православнаго перстооложенія
съ его уподобленія апокалипсической троицѣ,, «змію, звѣрю и
лживому пророку», уподобленія, являющагося въ Хлудовскомъ
спискѣ послѣ упоминанія о «безъимяццомъ иподьяконѣ»; далѣе
въ обоихъ спискахъ идетъ приведенный выше разсказъ о папѣ
Формосѣ, послѣ чего является обличеніе имѳнословнаго благосло¬
венія, причемъ формы этого обличенія нѣсколько различаются: Казанскій списокъ. Да гамъ же въ Грекахъ какой-то,
сказываютъ, протопопъ Малакса ар-
хіереомъ и іереомъ благословлять
рукою повелѣваетъ нѣкако странно,
сложа персты Ісусъ Христомъ. Все
дико: у давешняго врага вочеловѣ¬
ченія нѣть, а у сего Мадаксы Свя¬
тыя Троицы нѣтъ; чему быть? время
то пришло, нѣкимъ имъ играть, аже
не йогомъ. Да что на нихъ и сер-
дитовать. Писанное время пришло. Хлгдовскій списокъ. А благословляютъ нѣкако стран¬
но, пятію персты, развращенно, по
преданію врага и адова пса, Ма-
лаксы протопопа. Обѣ тайны пре¬
беззаконны,—и три персты и пять
перстовъ противны святыхъ отецъ
преданію, — крестяся не исповѣ¬
дуютъ вочеловѣченіе, а благосло¬
вляя и все тріипостасное Божество
отмещутъ. Послѣ этого въ обоихъ спискахъ является ссылка на Св.
Ипполита и Ефрема Сирина относительно того, что никоніяне
«скверный и мерзкій образъ на чела возлагаютъ» («печать анти¬
христову» (по Хлудов. сп.), и «идолъ въ рукѣ слагая» (по Ка¬
занскому), и что вслѣдствіе этого умъ у нихъ потраченъ, и они
погибаютъ. Д^лѣе опять видимъ различіе: въ Казанскомъ спискѣ
мы находимъ проклятіе всѣмъ, пріемлющимъ новое пѳрстосло-
жегае, и послѣ упоминанія о Стоглавомъ соборѣ слѣдующее за¬
ключеніе: «и ты, правовѣрнѣ, безъ сомнѣнія держи преданія
святыхъ, Богъ тебя благословитъ, умри за сіе, и я с тобою же
долженъ. Станемъ добрѣ, не предадимъ благовѣрія, не по што
намъ ходить въ Перейду мучитца, а то дома Вавилонъ нажили.
Слава Аминь» 88); въ Хлудовскомъ спискѣ послѣ краткаго м) Упоминаніе Персиды и Вавилона Встрѣчается въ сочиненія оГ»ъ икон¬
номъ писаніи: «Не по што въ Персы иттж пещи огненныя искать, но Богъ
далъ дома Вавиловъ, въ Боровскѣ пещь халдѣйская...» Мат. V, стр. 295. . ОідііігесІ Ьу Соодіе А