Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/27]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
9 отвергшіися, имъ же Богъ чрево, и слава ихъ въ студъ». Евфро¬
синъ перечисляетъ многія искаженія въ словахъ, которыя явля¬
ются при крюковомъ пѣніи, и во почти всѣхъ этихъ мелочныхъ
неисправностяхъ видитъ хулу на Бога и ерел>. Обращаясь къ
«имущимъ власть возбранити и не возбраняющимъ отъ таковаго
нечестія», Евфросинъ угрожаетъ имъ великими казнями въ день
страшнаго суда, такъ какъ они, не запрещая безчинія, являются
споспѣшниками злымъ17). ' Однако эти протесты противъ многогласія только тогда при¬
вели къ практическимъ послѣдствіямъ, когда за дѣло взялся Ѳед.
Мих. Ртищевъ: онъ обращался къ царю, къ патріарху, въ боя¬
рамъ, указывая на необходимость ввести единогласіе и правиль¬
ное нарѣчное пѣніе. Онъ нашелъ сочувствіе въ Стефанѣ Вони-
фатьевѣ, и они «первѣе уставиша въ своихъ церквахъ единоглас¬
ное и согласное пѣніе», ихъ примѣру послѣдовали Іоаннъ Неро¬
новъ и Никонъ, тогда еще новгородскій митрополитъ, а затѣмъ
'новый порядокъ былъ введенъ во всѣхъ церквахъ. Несмотря на
то, что новое пѣніе очень нравилось царю Алексѣю Михаиловичу,
патріархъ Іосифъ «никакоже хотѣ оное древнее неблагочиніе на
благочиніе премѣнити», онъ колебался, не рѣшался ввести едино¬
гласіе, не спросивши предварительно вселенскихъ патріарховъ;
черезъ пріѣзжавшаго въ Москву въ 1650 г. грека Ѳому Иванова
онъ обратился за совѣтомъ въ патріарху цареградскому. Наконецъ,
на соборѣ 1651 г. было постановлено: «пѣти въ святыхъ Божі¬
ихъ церквахъ чинно и безмятежно, на Москвѣ и по всѣмъ гра¬
домъ, единогласно, на вечерняхъ и на повечерницахъ, и на по-
лунощницахъ, и на заутреняхъ, псалмы и псалтырь говорить въ
одинъ голосъ, тихо и неспѣшно, со всякимъ вниманіемъ, къ цар¬
скимъ дверемъ лицемъ». Въ 1652 г. царь началъ вводить на¬
рѣчное пѣніе 18 *). Одновременно съ единогласіемъ установленно и другое новше¬
ство—устная проповѣдь, которая совсѣмъ вышла изъ обычая въ
концѣ XVI и въ XVII вв. Починъ въ этомъ дѣлѣ принадлежитъ
Ивану Неронову, который, по словамъ его «Житія», «изношаше ”) Ркп. Погод. Древдѳхр. № 1659, л, 60 и 68 об) (Оиие. А. Ѳ. Бычкова,
стр. 83—84), Оп. рукоп. Хлудова, 31 91. Каптеровъ, ІЪМ. 131—133. «) А. А. Э. IV, Лі 827, Мат. I, 278 — 277. Др. Росс. Вивл. т. XVIII, стр.
402 — 403. Макарій, Ист. русс. церкви, т. XI, стр. 173 —176; Каптеровъ, стр. 133—134. Гиббенетъ. Ист. иасдѣд. дѣла патр. Никона, т. II, стр. 470—472. Оідііігесі Ьу ѵ^оояіе