Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/265]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
247 Таковы наиболѣе существенныя заимствованія Аввакума изъ
Маргарита. Кромѣ нихъ можно указать и многія болѣе мелкія
черты сходства ого толкованій съ источникомъ, однако вездѣ,„
какъ и въ приведенныхъ образцахъ, видна переработка перво*
начальнаго текста, видно стремленіе Аввакума рядомъ съ бу¬
квальнымъ заимствованіемъ не совсѣмъ удобопонятно выражен¬
наго объясненія дать кое-что свое оригинальное. Что касается заимствованій изъ другихъ указанныхъ источ¬
никовъ, то они по существу не представляютъ особаго значе¬
нія, и потому мы не будемъ разбирать ихъ въ подробностяхъ. Сводя наши отдѣльныя замѣчанія объ нстожовательныхъ со¬
чиненіяхъ Аввакума, мы можемъ придти къ слѣдующимъ за¬
ключеніямъ: 1) Главными источниками толкованій Аввакума являются
Маргаритъ, Палея или Хронографъ, какой-нибудь текстъ «Тол¬
ковой Псалтыри» и Азбуковникъ. 2) Заимствованіе изъ источниковъ въ очень рѣдкихъ слу¬
чаяхъ бываетъ буквальное; почти всегда Аввакумъ передѣлы¬
ваетъ тотъ текстъ, которымъ онъ пользуется: или сокращаетъ
его, или упрощаетъ внесеніемъ реальныхъ подробностей, иногда
почерпнутыхъ изъ личныхъ наблюденій и всегда приноровлен¬
ныхъ къ умственному кругозору его паствы, причемъ порой
такое реалистическое толкованіе, благодаря нравамъ эпохи, гра¬
ничитъ съ цинизмомъ. 3) Такія приноровденія становятся особенно важными въ
виду полемическаго направленія почти всѣхъ истолковательныхъ
сочиненій Аввакума, причемъ сильнѣе всего полемика прояв¬
ляется въ толкованіяхъ псалмовъ и паремій и въ «Бесѣдѣ объ
Авраамѣ», почти отсутствуетъ въ «Списаніи и собраніи« и со¬
всѣмъ незамѣтна въ «Нравоученіи», хотя и есть въ одномъ на¬
мекѣ на царя Алексѣя Михайловича въ отдѣльномъ текстѣ «Бе¬
сѣды о наятыхъ дѣлателяхъ». 4) Кромѣ полемики противъ никоніянъ, разсмотрѣнныя со¬
чиненія заключаютъ въ себѣ важныя данныя для сужденія о
направленіи Аввакума въ вопросѣ религіозной терпимости; а
также нѣкоторыя замѣчанія о внутреннихъ вопросахъ, занимав¬
шихъ въ то время старообрядческую общину, каковы ученіе объ
антихристовомъ царствѣ, о самосожженіи. б) Можно думать, что «Толкованія псалмовъ и паремій» и Оідііігесі Ьу