Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/26]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
8 измѣнялись такъ, что нельзя было ихъ узнать: вмѣсто Богъ,
Спасъ, Христосъ пѣли Бого, Сопасо, Христосо, фраза «Святымъ
Духомъ всяка тварь обновляется, паки обращающися на первое,
равномощенъ бо есть Отцу и Слову» являлась при этомъ на¬
пѣвѣ въ такомъ видѣ: «Святымъ Духоме всяка тваре обновляе-
теся, паки обращающися на первое: равеномощено бо есте Отецу
и Слову». Было нѣсколько школъ, въ которыхъ учили этому
пѣнію, и его усвоеніе требовало большого труда н искусства;
ученики различныхъ школъ находились между собою въ по¬
стоянныхъ препирательствахъ: одинъ говорилъ: «я ученикъ Шай¬
дурова», другой хвалилъ Лукошково пѣніе, третій—Баскакова
и т. п., а отъ этихъ всѣхъ споровъ происходилъ еще большій
безпорядокъ въ церковной службѣ1в). Многогласное пѣніе пріучало народъ къ формальному отно¬
шенію къ церковной службѣ, особенно нравилась быстрота бо*
гослуженія, достигавшаяся, благодаря многогласію. Духовенство,
желая заманить прихожанъ, дѣлало эту уступку, облегчавшую
вмѣстѣ съ тѣмъ и его трудъ, и даже патр. Іоасафъ, запрещая
многогласіе, въ то же время разрѣшалъ пѣть «въ два, а по
нуждѣ въ три голосы, опрочѣ эюсапсалмовъ». При патр. Іосифѣ
противъ этого церковнаго безчинія раздаются голоса съ разныхъ
сторонъ. Такъ, какой-то неизвѣстный подаетъ патріарху чело¬
битье, доказывая, что это нарушеніе церковнаго устава «сво¬
дитъ не милость, а гнѣвъ Божій». Гораздо энергичнѣе обличаетъ
безпорядокъ церковной службы монахъ Евфросинъ, авторъ «Ока¬
занія о различныхъ ересѣхъ и хуленіихъ на Господа Бога и на
Пречистую Богородицу, содержимыхъ отъ невѣдѣнія въ знамен¬
ныхъ книгахъ». Авторъ видитъ въ знаменныхъ книгахъ и въ
старомъ пѣніи дѣло сатаны, своихъ противниковъ и поющихъ
по знаменнымъ книгамъ надѣляетъ слѣдующими эпитетами: «по¬
мощницы сатаны, человѣци юродивіи, мнящійся быти мудри,
ничто же разумѣющій, въ нихъ же хваляхуся, но паче горціи бо¬
жества словесницы, хулницы хвалимымъ, темніи о свѣтѣ, о пре¬
мудрости ненаказанніи, всегда учащійся, никогда же въ разумъ
истинный пріити могуще, имущій образъ благочестія, силы же его 1616) Мат. т. I, стр. 274. Шушеринъ. Ист. о рожд., воспит. и жпт. Никона,
Спб. 1784, стр. 24—26. См. А. О-нъ. О хомовоиъ пѣніи. Псковъ. 1879. Рвп.
Пог. Древл. № 1569, д. 51, 56. Оідііігесі Ьу Соодіе