Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/259]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
241 которая обнаруживается уже съ самаго начала, въ толкованіи
первыхъ двухъ стиховъ евангельской притчи (Мате. гл. 20, ст.
1—2): въ «Нравоученіи» эго толкованіе пространнѣе, чѣмъ въ
отдѣльномъ текстѣ; добавлено упоминаніе о грѣхопаденіи Адама,
а также и о спасеніи его и пришедшихъ въ первый часъ, т. е.
жившихъ до потопа, Авеля, Сиѳа, Еноха и Ноя, тогда какъ по¬
слѣдняя подробность въ отдѣльномъ текстъ отнесена къ толко¬
ванію двухъ непосредственно слѣдующихъ стиховъ притчи. Еще
болѣе различаются комментаріи къ этимъ двумъ стихамъ: въ
отдѣльномъ текстъ въ нимъ относятся всѣ тѣ толкованія, ко¬
торыя въ Нравоученіи» отнесены къ дальнѣйшему (б-му) стиху
Евангелія, причемъ самый этотъ стихъ въ отдѣльномъ текстѣ
«Бесѣды» выпущенъ; кромѣ того сюда же отнесена часть тол¬
кованія къ стихамъ 6 и 7; наконецъ, важно и то, что въ от¬
дѣльномъ текстѣ иносказательнымъ («преводнымъ») называется
какъ разъ то объясненіе, которое въ «Нравоученіи» является
въ качествѣ прямого^ Къ послѣднимъ упомянутымъ стихамъ*
въ текстѣ «Матеріаловъ» дается болѣе пространное объясненіе,
значительно отличающееся отъ текста «Нравоученія»; послѣ
объясненія часовъ призванія, какъ символа возрастовъ чело¬
вѣческой жизни, которое, какъ мы сказали, отнесено въ «Бе¬
сѣдѣ» къ* предъидущимъ стихамъ, «Бесѣда» и «Нравоученіе»
совпадаютъ въ слѣдующемъ толкованіи (правда, выраженномъ
въ «Бесѣдѣ» нѣсколько образнѣе): Бесѣда. Аще отдали діяволу юность: дай¬
те мнѣ, своему создателю и владыкѣ,
понс старость! Что здѣ стоите весь
день праздны? Пріидите ко мнѣ сво¬
ему владыкѣ, и припадите! Аще' не
можете труда, поста и поклоновъ
прннесть хи: дайте мнѣ воздыханіе
п слезы. Что здѣ стоите весь день
праздны? Аще не можете странну н
пищу послужите: дайте мнѣ жезлы
и кресты, стояніе на молитвѣ. Что
здѣ весь день стоите праздны? Аще
не можете стоять, поне сице 8в) и
лежа воззрѣніе на образъ мой при¬
несите своему владыкѣ. Что здѣ Нравоученіе. Отдали есте юность свою діяволу,
дайте мнѣ, Владыцѣ своему, поне
старость. Что здѣ стоите весь день
праздны? отдали есте діяволу крѣ¬
пость, дайте мнѣ, Владыке своему
поне дряхлость, дайте мнѣ поне
трясущіяся кости. Что здѣ стоите
праздны?—пріидѣте в мою церковь,
принесите ми вкупѣ кресты и жезлы,
дряхлость свою потвержая; пріидѣте
в церковь состарѣвыйся на играхъ
и на плищ... многомятежнаго сего
вѣка, ничтоже ино имый, токмо
стоитъ у дверей, жезломъ подпер-
шисяи перстовъ сложить не умѣетъ. *) Не слѣдуетъ ли здѣсь исправить: «сидя» вмѣсто «сіщѳ»? 16 ОідііігесІ Ьу і^оодіе