Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/255]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
выВся Измаилъ Исаака духовнаго. И самымъ имъ быть про-
гнанымъ отъ Духа в степь ко Измаилу, еже есть предастъ Богъ,
яко грековъ, туркамъ и крымскимъ татаровямъ, а въ будущій
вѣкъ в преисподній тартаръ всѣхъ з жидами заодно». Никоніяне, какъ и всѣ еретики, по словамъ Аввакума, впа¬
даютъ въ свои заблужденія отъ невѣжества, превратнаго пони¬
манія Священнаго Писанія: «верхи у писанія того хватаютъ,
что мыши углы у книгь-тѣхъ угрызаютъ, а внутрь лежащаго
праведнѣ нимало разсудятъ; и иное знаютъ, да ухищреніемъ
заминаютъ, и всѣмъ хотящимъ опастися запинаютъ». Благодаря
такимъ «ухищреніямъ», никоніяне «всю невѣсту Христову разо¬
рили зѣло и обезчестили; кой что захватилъ, такъ то и пота- і
щилъ: иней за сердце-то ухватилъ, еже есть престолъ святый
четырестолпный перемѣнилъ, а иной воръ за голову-ту ухва¬ тилъ невѣсту Христову и вѣнецъ благоукрашенный сорвалъ,
еже есть древо жизни и спасенія (т. е. четвероконечный крестъ),....
а иной кобель борзой антимисъ сорвалъ съ престола,... а иной
воръ церковной съ просвиръ крестъ схватилъ, да крыжъ рим¬
ской положилъ». Особенно почему-то распространяется Аввакумъ
относительно отмѣны седмипросфорія, видя въ - этомъ первый
шагъ къ латинству, къ принятію опрѣсноковъ, и при этомъ
сообщаетъ оригинальное объясненіе, данное, по его словамъ,
Спиридономъ Потемкйнымъ тому, какъ появились въ римской
церкви опрѣсноки: «Папа еретикъ,—забылъ имя! — Спиридонъ
Потемкинъ покойникъ помнилъ,—такъ же откинулъ отъ седми
двѣ просфоры: подобаетъ-де надъ пятію просфирами служить в
пять чувствъ человѣческихъ. А другой папа еще двѣ откинулъ:
подобаетъ-де надъ тремя служить во образъ святыя Троицы.. А
послѣ того третій папа еще двѣ откинулъ: поДобаетъ-де на од¬
ной служить во едино Божество. А иной папа: не подобаетъ-де
кислой просфирѣ в службѣ быть, но опрѣснокъ надобѣ Моисеова
вакона ветхаго». Всѣми своими церковными исправленіями Никонъ и его сто¬
ронники готовятъ, «угладили» путь антихристу, который хотя
еще и не пришелъ, но «скоро будетъ», такъ какъ никоніяне
печатаютъ всѣхъ его печатью. Подъ вліяніемъ апокалипсиче¬
скихъ представленій Аввакумъ сообщаетъ даже, что онъ видѣлъ
антихриста. «Нѣкогда мнѣ пѳчадьну бывшу и помышляющу,
какъ пріидетъ антихристъ врагъ послѣдній и коимъ образомъ, Оідііігесі Ьу ^лоодіе