Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/252]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
234 Б, ст. 1—б), но рядомъ съ толкованіемъ мы находимъ полемику
противъ никоніянъ, и разсужденія объ антихристѣ, и разсмо¬
трѣнныя нами выше опроверженія заблужденій дьякона Ѳедора,
и обширную статью объ Авраамѣ, которая, можетъ быть, слу¬
жила продолженіемъ «Списанія и собранія о Божествѣ и твари».
Такимъ образомъ составъ сочиненія представляется нѣсколько
смѣшаннымъ, и всякія заключенія о его первоначальномъ видѣ,
пока могутъ быть только гадательными. Эта непослѣдовательность изложенія особенно обнаруживается
въ томъ обстоятельствѣ, что толкованіе стиховъ 22 и 23 гл.
4 посланія въ Галатамъ дается Аввакумомъ два раза, причемъ
толкованіемъ въ собственномъ смыслѣ можно признать лишь
то краткое поясненіе, которымъ начинается вторая часть «Бе¬
сѣды» (со стр. 368, т. V Мат.); все же предшествующее является
дѣйствительно бесѣдой объ Авраамѣ, довольно обстоятельнымъ
пересказомъ относящагося къ Аврааму текста книги Бытія и
Палеи или «Гранографа». Въ обѣихъ этихъ частяхъ мы нахо¬
димъ опять, какъ и въ другихъ истолковательныхъ сочиненіяхъ
* Аввакума, обширныя отступленія, въ которыхъ онъ говоритъ
о современныхъ церковныхъ несогласіяхъ и полемизируетъ со
своими врагами. Дополненія къ библейскому повѣствованію, заимствован¬
ныя изъ «Гранографа», состоятъ въ слѣдующемъ: 1) разсказы¬
вается объ идолопоклонствѣ Фары, о противодѣйствіи ему со
стороны Авраама, о сожженіи идоловъ и о смерти «Арама»,
младшаго брата Авраама, причемъ' и замѣчаніе: «и отъ Адама
до сего меншей прежде старшаго не умиралъ» подходитъ въ
словамъ Палеи: «предъ симъ бо не умиралъ сынъ предъ от-
цемъ»81); 2) статья «о Мелхиседецѣ» представляется сокращен¬
нымъ изложеніемъ «Слова Аѳанасія архіеп. александрійскаго о
Мелхиседеце» * *9); 3) статья «о жертвѣ Авраамовѣ, егда принесе
Богу» въ эпизодѣ о вознесеніи Авраама на небо ангеломъ Ал-
тезомъ носить на себѣ слѣды вліянія апокрифическаго «Откро- жѳртвоприношеніи близокъ къ библейскому тексту. Реальныя подробности толкованія, подобныя тѣмъ, которыя - венія Авраама» Палею); самый же разсказъ о N в1) Сборн. отд. рус. яз. и слов., т. XVII, стр. 117. *3) ІЪій., стр. 181—136. Памяти. стар. рус. лит. III, стр. 21—23. Оідііііесі Ьу Соодіе