Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/247]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
229 обѣихъ говорится о никоніанскомъ мучительствѣ, которому царь
потворствуетъ 7в). Это мучительство составляетъ главный предметъ нападокъ
Аввакума на никоніанъ, нападокъ, разсѣянныхъ по всѣмъ раз¬
сматриваемымъ «толкованіямъ»' причемъ обвиняются больше
всего Никонъ и архіереи. Уговаривая царя прекратить преслѣ¬
дованія приверженцевъ старины, Аввакумъ почему-то высказы¬
ваетъ надежду на то, что лучшія времена настанутъ при царѣ
Ѳеодорѣ Алексѣевичѣ.—«Сынъ'твой, говоритъ онъ, послѣ тебя
распуститъ же о Христѣ всѣхъ страждущихъ и вѣрныхъ по
старымъ книгамъ въ Господа нашего Ісуса Христа! На шестомъ
соборѣ бысть же сіе,—Константинъ Брадатый проклялъ же му¬
чителя, отца своего, еретика, и всѣмъ вѣрнымъ и страждущимъ
по Христѣ животъ дарова. Тако глаголетъ Духъ Святый мною,
грѣшнымъ рабомъ своимъ: и здѣсь тоже будетъ послѣ тебя! И
ты послушай меня, сдѣлай доброе при себѣ, дондеже еси въ
животѣ. Егда пріидетъ хищникъ и восхитить тя, не успѣешь
тогда: понеже судъ бываетъ безъ милости несотворившимъ ми¬
лости. Вѣдь мы у тебя не отнимаемъ здѣсь царства-тово, ниже
иныхъ возмущаемъ на тебя; но за вѣру свою стоимъ, боля о
законѣ своемъ, преданнѣмъ отъ святыхъ отецъ. Что ти успѣетъ
въ грядущій вѣкъ? Грабишь насъ напрасно и обнажаешь отъ
Христа. Время и тебѣ покаяться, понеже любитъ Господь Богъ
кающихся». Въ этихъ словахъ видно только довольно умѣренное
желаніе избавиться отъ преслѣдованій, и то же можно сказать
и о слѣдующемъ увѣщаніи: «Вѣдаю разумъ твой; умѣешь мно¬
гими языки говорить, да што въ томъ прибыли? Съ симъ вѣ¬
комъ останется здѣсь, а о грядущемъ ничимже пользуется. Воз-
дохни-тно по старому, какъ при Стефанѣ бывало, добренько, и
рцы по русскому языку: Господи, помилуй мя, грѣшнаго! А
киріелеисонъ-отъ отставь; такъ ельнаня говорятъ; плюнь на
нихъ. Ты вѣдь, Михайловичъ, русакъ, а не грекъ. Говори сво¬
имъ природнымъ яэыкомъ; не уничижай его ни въ церкви, и
ни въ дому, и ни въ пословицахъ. Какъ насъ Христосъ на- ™) Что касается обвиненій въ обрядовыхъ искаженіяхъ, то они дѣлаются
какъ бы мимоходомъ, и только относительно сѳдмипросфорія мы находимъ
обширное разсужденіе, въ толкованіи иа 9 главу Притчей Соломоновыхъ
(Мат. ѴШ, стр. 68—68). Оідііііесі Ьу