Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/245]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
227 и навадникъ, убійца и душегубецъ: Анны Михайловны (т. е.
Ртищевой) любимой владыка, подпавушной песъ борзой, готовъ
заяцовъ Христовыхъ ловить и въ огонь сажать». Желая пред¬
ставить раболѣпство архіереевъ, Аввакумъ приписываетъ имъ4
такія рѣчи: «жги, государь, христіанъ-тѣхъ, а намъ какъ при¬
кажешь, такъ мы въ церкви и поемъ; во воемъ тебѣ, государю,
не противны; хотя медвѣдя дай намъ въ олтарь, и мы рады
тебя, государя, тѣшить, лише намъ погребы давай, да кормы со
дворца» 77). Такимъ образомъ, благодаря этимъ ожесточеннымъ нападкамъ
на Никона и архіереевъ соблазнителей, вина самого царя ‘Але¬
ксѣя Михайловича оказывается нѣсколько смягченной, вслѣд¬
ствіе чего Аввакумъ питаетъ надежду на его исправленіе и
обращается къ нему отчасти съ нѣжнымъ увѣщаніемъ покаять¬
ся, отказаться отъ общенія съ еретиками-никоніянами, отчасти
грозитъ ему такими же казнями, какія раньше постигали нече¬
стивыхъ царей. Въ отношеніяхъ къ царю такимъ образомъ про¬
является какая-то неопредѣленность, невыдержанность, особенно
ярко замѣтная при сопоставленіи приведеннаго выше отрывка
ивъ толкованія на псаломъ 40-й съ пространнымъ разсужде¬
ніемъ о мучительствѣ и увѣщаніемъ царю, которое мы находимъ
въ толкованіи псалма 44-го ™), причемъ весьма существеннымъ
представляется то обстоятельство, что это увѣщаніе въ сборникѣ
Имп. Публ. Библіотеки О. I. № 339 составляетъ особую статью,
да и въ Боровскомъ сборникѣ оно прицѣплено къ толкованію 7Т) Въ чемъ состоялъ тотъ эпизодъ съ медвѣдемъ, который упоминаетъ
Аввакумъ, и было ли что-либо подобное въ дѣйствительности, мы не внаемъ.
Можетъ быть, это сплетня, возникшая значительно раньше, чтобы очернить
Іону, михр. Ростовскаго, по всей вѣроятности, покорно повиновавшагося Ни¬
кону. Павелъ Крутицкій упоминается и въ толкованіи 9 главы Притчей Со¬
ломоновыхъ, какъ «водійщикъ»: «со мною онъ, Павелъ безумной, стяэался,
глагодющи: велѣно де, протопопъ, научитися премудрости алъманашной и
звѣздочѳтію, писано-де: взыщите премудрость, да поживете». Не обратилось
ли въ этомъ случаѣ требованіе научнаго образованія, предъявленное Павломъ,
въ наставленіе заниматься астрологіей? Что касается Айны Михайловны Рти¬
щевой, то въ этихъ же «толкованіяхъ» мы имѣемъ, свидѣтельство Аввакума,
что она пыталась увѣщевать его: «И Анна Ртищева мнѣ говорила: а и Ав¬
вакумъ* протопопъ! Коди тебя изводъ возмѳтъ!» Мат. ѴШ, стр. 15, 29, 38,
48, 59. ™) Мат. ѴІП, стр. 35—52. Д&4'1 г7 ♦ % Г* 15*