Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/242]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
I 224 квѣ, да омрачился отъ мави-той и антидора-того! Нѣкогда при¬
шли иы вмѣстѣ съ нимъ въ соборную церковь, такъ онъ бѣ¬
житъ къ маслу-тому, и я ему браню: пошто ты идешь, Ермнлъ!
И онъ мнѣ: да какъ же, братецъ! Я не могу того учинить,
чтобы мнѣ того не номазатнся! Я ево ухватилъ, чтобы не пу¬
стить,—и онъ дрожитъ, стоя. Я и пехнулъ: иди, реку, гори въ
огнѣ съ ними заодно!» 73). Поведеніе Никона въ то время, какъ
онъ былъ архимандритомъ и митрополитомъ, еще болѣе заставляетъ
Аввакума сближать его съ антихристомъ, который такъ же («сло¬
во въ слово»), какъ и Никонъ, «исперва будетъ казатися лю-
демъ кротокъ и смиренъ, и милостивъ и человѣколюбивъ». При
этомъ Аввакумъ ссылается на свои собственныя наблюденія и
сообщаетъ крайне неприличную сплетню о Никонѣ: «Я ево вы-
смотрилъ с... с... до мору тово,—великой обманщикъ, бд.... сынъ!
Какъ-то при духовникѣ-томъ Огефанѣ вздыхаетъ, какъ-то пла-
чатъ, овчеобравный волкъ. Въ окно нс палаты нищимъ деньги
бросаетъ, ѣдучи по пути нищимъ золотые мечеть! А мір-отъ слѣ¬
пой хвалитъ: государь такой-сякой,' миленькой, не бывалъ такой
отъ вѣка! А бабы молодые, простите Бога ради, и черницы, въ
палатахъ-тѣхъ у него временницы, тѣшатъ его, великаго госу¬
даря пресквернѣйшаго, а онъ ихъ холоститъ бл....; у меня жила
Максимова попадья, молодая жонка, и не выходила отъ него;
тогда сегда дома побываетъ, поруха! Всегда весела съ вотокъ да
с меду; пришедъ, пѣсни поетъ: у святителя государя въ ложни-
цѣ была, вотьку пила! И иные рѣчи блаэнено и говорить. Мочно
вамъ знать и самимъ, что прилично блуду. Простите же меня
за сіе. И болыпи тое бездѣлицы вѣдаю; да плюнуть на все. Сло¬
во въ слово, таковъ-то и антихристъ будетъ» и) Однако, какъ
ни близко ставитъ Аввакумъ Никона въ антихристу, во при¬
знать опредѣленно его самого антихристомъ, какъ это дѣлали
Ефремъ Потемкинъ и, можетъ быть, нѣкоторые другіе расколо¬
учители, онъ не рѣшается. Такая нерѣшительность объясняется тѣмъ, что Аввакумъ по¬
лагаетъ, что время антихристово еще на наступило, «посдѣдне-
етъ чортъ не бывалъ еще», хотя приходъ его подготовляется,
«тайна уже дѣется беззаконію». Антихристъ «зачнется отъ блуда, * 74™) Мат. ѴПІ, стр. 34—36. ' 74) Мат. ѴПІ, стр. 31—32. Ркп. Имп. Публ. Библ. М 0. Ь 889. ОідШгесІ Ьу Соодіе