Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/239]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
221 по сенъ ходить по странах и во дрязгахъ горьскихъ обухаетъ
змію да идеж надезеіъ ю облинявшую трижды обухаетъ ю и по-
мѣтаетъ ю, и шедъ пьетъ воду. Аще ли не пьетъ, то умирает;
аще испьеть, да живетъ другую 50 лѣтъ. Да сего дѣля рече
пророкъ: якож желает ёлень на источники водныя, тако и ты
человѣчѳ, три обновленія имаши в собѣ: крещеніе, покоаніе и не-
нетлѣніе, да егда согрѣшиши, тѣци къ церкви и ко источнику
живу книжну и на сказаніе пророческое и піи воды живы си¬
рень святое комканіе» 7і). Нравоученіе Аввакума подъ живой во¬
дой въ атомъ случаѣ подразумѣваетъ «Евангеліе и всѣ святыя
писанія». Наконецъ, съ Физіологомъ же имѣетъ связь описаніе птицы
«Сирина», находящееся въ толкованіи на 35 главу пророчества
Исаіи (См. «Приложенія»), причемъ Аввакумъ ссылается на
Алфавитъ 73). Всѣ указанныя черты совпаденія толкованій Аввакума съ
Физіологомъ даютъ нѣкоторое основаніе, предположить, что Авва¬
кумъ въ этомъ случаѣ цитировалъ свой источникъ не на па¬
мять, и если не имѣлъ подъ руками какого-нибудь списка Фи¬
зіолога, то пользовался или Толковой Палеей, или, что вѣроят¬
нѣе, если принять во вниманіе его собственныя указанія, та¬
кимъ Азбуковникомъ, который лучше сохранилъ первоначаль¬
ный текстъ включенныхъ въ него изъ Физіолога объясненій. Кромѣ этихъ источниковъ Аввакумъ при своихъ толкова¬
ніяхъ постоянно пользуется Священнымъ Писаніемъ и иногда
ссылается на сочиненія отцовъ Церкви, Іоанна Златоуста, Ва¬
силія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Лѣствичника, Діо¬
нисія, хотя не обозначаетъ точно, изъ какого именно сочиненія
беретъ ту или другую цитату; такъ напр. въ толкованіи 102.
псалма онъ ссылается на Василія Великаго, говоря только: «яко-
же Василій Великій рече». Изъ этого можно также заключить,
что такія цитаты изъ твореній отцовъ Церкви дѣлались боль¬
шею частью на память. Однако указаніе всѣхъ такихъ источниковъ, при разсмотрѣ¬
ніи истолковательныхъ сочиненій Аввакума не имѣетъ особенно
важнаго значенія въ виду того, что всѣ эти сочиненія, какъ мы ”) ІЪіё, стр. ѵ—VI. п) См. Карнѣевъ, Стр. 244 и В. ОідШгесІ Ьу Ьоооіе