Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/236]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
218 кого списка у него не было и что свои толкованія, совпадаю¬
щія съ комментаріями Отцовъ церкви, онъ приводилъ на память.
Такое цитированіе на память несомнѣнно допускалось' Авваку¬
момъ, причемъ иногда бывало и неправильно. Такъ, въ толко¬
ваніи псалма 44-го мы находимъ слѣдующую ссылку: «И Зла-
тоустый въ словѣ на Іудея отъ Христова лица такъ же гово¬
ритъ: Авъ есмь матерь убилъ, сына ли не заколю? Ей, всяко
упражню. Ищи въ Маргаритѣ, кому надобѣ?» Эта іфайне не¬
опредѣленная цитата вмѣстѣ съ тѣмъ и невѣрна, такъ какъ ни
въ одномъ изъ 6 «словъ на Іудея» приведенной фразы не встрѣ¬
чается. При такомъ отношеніи къ почитаемой книгѣ (а ею безъ
сомнѣнія былъ для Аввакума Маргаритъ), ничего нѣтъ невѣ¬
роятнаго, что толкованія на псалмы тоже приводились на па¬
мять, причемъ нигдѣ не указывается ихъ источникъ. Весьма важнымъ пособіемъ для нѣкоторыхъ толкованій Ав¬
вакума былъ Азбуковникъ, который онъ называетъ Алфави¬
томъ или Алексикономъ. Изъ этого источника Аввакумъ бралъ
комментаріи естественнонаучнаго характера, включенные въ Аз¬
буковникъ изъ Физіолога, въ который они въ свою очередь
внесены изъ Палеи. Въ виду немногочисленности этихъ цитатъ
мы приведемъ ихъ всѣ параллельно съ текстомъ Физіолога и
Азбуковника. Толкованіе словъ псалма 102: «обновится, яко орлу, юность
твоя», у Аввакума дается слѣдующее: «Чти Алфавитъ, да разу¬
мѣвши, како обновляется орелъ. Аще внимавши и азъ ти по-
вѣмъ. Егда состарѣется орелъ и обетшаетъ весь, тогда обрѣ¬
таетъ источникъ воды чисты и воэлетаетъ выспрь съ великимъ
трудомъ, еже есть въ высоту, взимается къ небесному огню,
сирѣчь близъ солнца подлетаетъ, и обгоритъ вся ветхость на
немъ; онъ же паки возвращается на прежереченный источникъ
чистыя воды и измывается довольно въ немъ и, паки оперна-
тѣвъ, бываетъ юнъ вмѣсто ветха. Ну, душе, сотвори и ты такъ.
Аще обетшала грѣхми, да обновится, яко орлу, юность твоя;
такъ же прибѣжи къ огню небесному попаляющу рукописаніе
нашихъ грѣховъ. Съ Павломъ реку: Богъ нашъ огнь поядаяй
есть. И измойся чистою водою естественною, еже есть крестися
паки во второе, по писанію, понеже второе крещеніе грѣшнику—
слезы и покаяніе. Да обновится, яко орлу/ юность твоя» (Мат.
ѴПІ, стр. 2—3). Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе