Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/221]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
203 женъ скавать о времени написанія сочиненій Аввакума, и инь
этого видно, что покуда мы не имѣемъ возможности разсматри¬
вать ихъ въ строгой хронологической связи, что дало бы намъ
возможность возстановить картину душевнаго состоянія Авва¬
кума и указать послѣдовательность возникновенія въ средѣ, рас¬
кольниковъ тѣхъ или другихъ вопросовъ, а также очертить
постепенное развитіе круга сношеній Аввакума съ его послѣдо¬
вателями. Кромѣ того о нѣкоторыхъ сочиненіяхъ мы можемъ
сказать, что они представляютъ собою компиляцію изъ другихъ
сочиненій Аввакума, произведенную не имъ самимъ: таково на¬
печатанное нами «посланіе въ Сергію», состоящее изъ отрыв¬
ковъ» причемъ отмѣтки: «писалъ Аввакумъ своею рукою» пока¬
зываютъ, что это цитаты, сдѣланныя другимъ лицомъ, можетъ
быть самимъ Сергіемъ; такова и компиляція «посланія къ вѣр¬
нымъ объ антихристѣ», составленная изъ сочиненія дьякона
Ѳедора и ивъ отрывка, принадлежащаго, судя по стилю, Авва¬
куму и цѣликомъ ему приписанная въ рукописи Черниговской
семинаріи, откуда мы ее извлекли. Поэтому при разсмотрѣніи
сочиненій Аввакума потневолѣ приходится прибѣгнуть въ дру¬
гому порядку: отчасти придерживаясь ихъ хронологіи, группи¬
ровать ихъ по содержанію. Изъ такихъ группъ мы прежде всего выдѣлимъ сочиненія
истолковатедьнаго характера, которыя и по времени распредѣ¬
ляются довольно послѣдовательно. Это слѣдующія сочиненія: 1) Списаніе и собраніе о бежѳствѣ и твари—1672 года; 2) Тол¬
кованія на псалмы и пареміи—1673—4 гг.; 3) Бесѣда объ Ав¬
раамѣ—1676 г., и 4) Бесѣда о наятыхъ дѣлателяхъ, написанная
вскорѣ послѣ смерти царя Алексѣя Михайловича. Судя по тому,
что Аввакумъ въ этихъ своихъ сочиненіяхъ касается тѣхъ во¬
просовъ, которые послужили предметомъ его споровъ съ дьяко¬
номъ Ѳедоромъ, мы можемъ предположить, что эти споры были
однимъ ивъ мотивовъ, побудившихъ Аввакума заняться истол¬
кованіемъ Священнаго Писанія: этихъ догматическихъ вопросовъ,
какъ мы уже указывали выше, Аввакумъ касается въ «Бесѣдѣ
объ Авраамѣ» и въ «Толкованіи 12 главы пророчества Исаіи».
Однако возникновеніе иетолковательныхъ сочиненій Аввакума
не можетъ быть объяснено однимъ только этимъ мотивомъ:
«Списаніе и собраніе о божествѣ и твари» написано въ опро¬
верженіе апокрифической «Бесѣды трехъ святителей», и кромѣ ОідШіесІ Ьу ѵ^оск? іе