Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/219]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
201 ромъ же посланіи, обращаясь яь царю Мавсиміану, подъ кото¬
рымъ, вѣроятно, разумѣется царь Алексѣй-Михайловичъ, Авва¬
кумъ говорить: «Ну, сквозь землю пропадай, блядинъ сынъ!
Полно христіанъ-тѣ мучить!» Судя по этой фразѣ можно думать,
что иди Аввакумъ писалъ своё посланіе при жизни царя Але¬
ксѣя Михайловича, или только получилъ извѣстіе о его смерти.
Такимъ образомъ всѣ три посланія могутъ быть отнесены въ
промежутку между 1676—1677 гг. Относительно хронологіи другихъ сочиненій Аввакума наши
предположенія не могутъ быть особенно прочными и сводятся
въ ихъ группировкѣ въ два разряда: одни написаны до «Житія»
или въ царствованіе Алексѣя Михайловича, другія болѣе позд¬
няго происхожденія, написаны уже при царѣ Ѳеодорѣ Алексѣе¬
вичѣ. Къ первому разряду можно отнести слѣдующія сочиненія: 1) Посланіе къ Маремьянѣ Ѳедоровнѣ (Мат. У, стр. 196—
200) *и статья «О сложеніи перстъ» вошли въ составъ Казан¬
скаго списка «Житія», и потому можно предположить, что они
написаны ранѣе «Житія». Быть можетъ даже, что статья «О
сложеніи персть», какъ мы скажемъ далѣе, представляетъ собою
переработку той челобитной, которая была подана Аввакумомъ
и Даніиломъ Костромскимъ въ 1653 году. Конечно, наше пред¬
положеніе о томъ, что эти два сочиненія написаны ранѣе «Житія»,
можетъ подтвердиться тогда, если будетъ признано наше другое
предположеніе, ч^о Казанскій списокъ представляется наиболѣе
близкимъ къ подлинному тексту «Житія». Впрочемъ относи¬
тельно посланія къ Маремьянѣ мы полагаемъ возможнымъ при¬
нять исправленіе П. С. Смирнова, полагающаго, что оно могло
быть писано около 1676 г. и позднѣе (Ж. М. Н. П. 1899, кн. 1,
стр. 266 и Внутр. вопросы въ расколѣ, стр. ЬХП). 2) Къ первому періоду, Думается намъ, слѣдуетъ отнести и
статью «О дняхъ поста и мясоястія»; въ этой статьѣ Аввакумъ
касается вопроса, возбужденнаго въ началѣ 1670-хъ годовъ, во¬
проса о постѣ въ субботу, а кромѣ того говоритъ о сошествіи
Христовомъ во адъ, причемъ тонъ его спокойный, не полеми¬
ческій, такъ что можно думать, что этотъ пунктъ изложенныхъ
разногласій его съ Ѳедоромъ еще не вызывалъ въ немъ страст¬
наго отношенія. 3) Статья «о внѣшней мудрости», по нѣкоторой близости со¬ ОідШіесІ Ьу Слоодіе