Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/214]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
196 тѣвать: какъ написано, такъ и вѣрую; идѣже что святыя напа¬
сали, мнѣ такъ и добро. Иное же уже, окаянной, разсмѣюся:
какъ то, рѳку, уже сатана-то надо мною не возится? никоніяня
еретикомъ зовутъ, дѣти духовныя еретикомъ же зовутъ? Да тѣмъ,
реку, ты меня, бѣсъ, не отлучишь отъ любви-той Христовы:
аще Богъ по мнѣ, кто на ны? И тмы легеоновъ бѣсовъ и злыхъ
человѣкъ со Христомъ Ісусомъ не боюся, нежели злословія пу-
стова сосудовъ бѣсовскихъ. Время имъ лаять, а мнѣ терпѣть за.
имя Господне, не умерши мучитися» 48). Однако пока продолжался изложенный догматическій споръ,
литературная дѣятельность Аввакума широко развивалась, при¬
чемъ нѣкоторыя изъ его многочисленныхъ сочиненій, написан¬
ныхъ эа это время, могутъ быть отчасти пріурочены къ этому
спору, другія явились, какъ отвѣтъ на различные возникавшіе
въ средѣ приверженцевъ старой вѣры вопросы практическаго и
обрядового свойства, третьи объясняются личными сношеніями
Аввакума съ тѣми или другими его послѣдователями. Съ исто¬
рической точки зрѣнія самымъ правильнымъ представлялось бы
разсмотрѣніе сочиненій Аввакума въ ихъ хронологической послѣ¬
довательности: при этомъ можно было бы прослѣдить видоизмѣненія
его взглядовъ на равные вопросы, нарождавшіеся въ средѣ его
приверженцевъ, можно было бы лучше представить себѣ картину
его душевной жизни во время Пустозерской ссылки... Но такое
хронологическое распредѣленіе сочиненій Дввакуна, несмотря на
всю свою желательность, оказывается чрезвычайно затрудни¬
тельнымъ: въ очень рѣдкихъ случаяхъ дата можетъ быть най¬
дена прямо въ самомъ сочиненіи, большею же частью намъ при¬
ходится прибѣгать къ равнымъ конъектурамъ, которыя помо¬
гаютъ намъ установить то, что сочиненіе написано не ранѣе или,
не позднѣе извѣстнаго года; наконецъ, за исключеніемъ всѣхъ
такихъ предположительныхъ выводовъ, все-таки остается третья
категорія, рядъ сочиненій, относительно которыхъ мы не можемъ
сказать ничего опредѣленнаго, написаны-ли они въ первые годы
ссылки или подъ самый конецъ жизни Аввакума. Всѣхъ сочиненій Аввакума, написанныхъ имъ послѣ Пусто-
зѳрскихъ казней и потому нами до сихъ поръ не разсмотрѣн¬
ныхъ, насчитывается 42, если не считать издаваемыхъ нами въ *8) Мат. VIII, стр. 84—85.