Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/21]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
3 Какъ бы то ни было, можно съ вѣроятностью предположить, что
извѣстная аскетическая настроенность вкоренилась въ Аввакумѣ
уже съ юныхъ лѣтъ, и въ этомъ сказалось вліяніе матери, ко¬
торой онъ обязанъ былъ, должно быть, до нѣкоторой степени и
своею книжностью. Въ юности же, вѣроятно, Аввакумъ познакомился съ нѣкото¬
рыми лицами, съ которыми ему впослѣдствіи пришлось встрѣ¬
титься. Въ одномъ И8ъ своихъ посланій Аввакумъ намекаетъ,
что въ юности онъ былъ близокъ къ Иларіону, впослѣдствіи въ
качествѣ архіепископа Рязанскаго, ревностному стороннику 'Ни¬
коновыхъ исправленій; «Ты кто? пишетъ Аввакумъ, обращаясь
въ Иларіону, — Яковлевичъ, попенокъ! — Недостоинъ вѣкъ твой
весь Макарьевскаго монастыря единыя нощи. Помнишь-лй какъ
на каморахъ-тѣхъ стаивано на молитвѣ?» Такимъ образомъ мы
видимъ, что Аввакумъ посѣщалъ, а можетъ быть, и жилъ нѣ¬
которое время въ обители Макарія Желтоводскаго, пользовав¬
шейся большимъ уваженіемъ среди населенія Нижегородскаго
края. Съ Иларіономъ знакомство не прерывалось и послѣ, когда
тотъ былъ попомъ въ Лысковѣ и игуменомъ въ томъ же Ма-
карьѳво-Жедтоводскомъ монастырѣ5). У Макарія могло начаться
знакомство Аввакума съ священникомъ села Кирикова, Ананіей
(въ иночествѣ Антоніемъ) и съ его сыномъ, Иларіономъ, впослѣд¬
ствіи митрополитомъ Суздальскимъ, женатымъ на Ксеніи, сестрѣ
Павла, еп. Коломенскаго. Ананія имѣлъ вліяніе на Іоанна Неро-
нова, который у него жилъ не малое время въ Лысковѣ «помощ¬
никомъ во святѣй церкви», и «извыче отъ него разумѣти, яже
о Божественномъ писаніи недовѣдомая». Наконецъ, въ 16 вер¬
стахъ отъ родины Аввакума находилось село Бельдеманово,
изъ котораго происходилъ патр. Никонъв). Весьма возможно, что
при такомъ сосѣдствѣ, всѣ указанныя лица, которымъ впослѣд¬
ствіи суждено было принять такое видное участіе въ церковныхъ бб) Мат. V, стр. 95, 342—348. Также Москвитянинъ 1854, №,19, упои. ст.
Погодина. Кромѣ этикъ немногихъ свѣдѣній, о своемъ дѣтствѣ Аввакумъ ни-«
чего не сообщаетъ; въ одномъ ивъ посланій говоритъ только мимоходомъ: «по¬
повичъ я голубятникъ былъ». Мат. V, 242. Ж. М. И. Пр. 1899 г. январь,
стр. 266, статья П. С. Смирнова. ') Упомянутая ст. Погодина. Также: Каптеревъ. Патріархъ Никонъ н его
противники въ дѣлѣ испр. цѳрк. обрядовъ, стр. 115. Георгіевскій: Фдорнщева
пустынь. Ист.-арх. описаніе, стр. 8—26. Мат. т. УІП, стр. 84, т. I, стр. 266. 1* Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе