Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/206]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
188 въ ней дѣйственныя», т. е. не составныя части, а три вида про¬
явленія душевной энергіи. Человѣкъ, по словамъ Аввакума, со¬
образенъ Богу; но душа «не по естеству божественному икать
•естество, но вещь тѣлесовидна, ангелъ нѣкій, чистѣйшій духъ—
душа, но и плотна есть, единовидна и единосоставна, а нетри-
•составна, прежде ума и слова сотворена». Названіе души три¬
составной, какъ указалъ П. С. Смирновъ, встрѣчается у Гри¬
горія Богослова, но есть ли въ этомъ названіи указаніе частей
души, противъ котораго возстаетъ Аввакумъ, сказать трудно.
Во всякомъ случаѣ видно, что и здѣсь Аввакумъ вооружался
противъ какой-то представлявшейся ему ереси Ѳедора, можетъ
быть, противъ разсѣченія души на три части, понимаемаго какъ-
нибудь матеріально, хотя положительнаго свидѣтельства о та¬
комъ взглядѣ мы не имѣемъ, такъ какъ самъ Ѳедоръ объ этомъ
пунктѣ разногласія ничего не говоритъ 34). Кромѣ наложенныхъ вопросовъ, о которыхъ мы имѣемъ по¬
казанія самого Аввакума, мы знаемъ со словъ Ѳедора еще ѳ
трехъ предметахъ, возбудившихъ споры между Пустозерскими
соузниками. Прежде всего препирательство возникло между Ѳе¬
доромъ и Лазаремъ, къ которому присоединился и Аввакумъ, по
вопросу о томъ, какъ надо себѣ представлять ангеловъ, причемъ
Лазарь, какъ видно изъ словъ Ѳедора, стремился къ человѣко¬
образному представленію ангеловъ, согласно съ тѣмъ, какъ они
пишутся на иконахъ, и ссылался на Діонисія Ареопагита. «И
у ангеловъ онъ, Лазарь, гдаголаше власы быти, и торочки на
главахъ, и зерцала въ рукахъ, и крыла у нихъ. Авъ же глаго¬
лахъ ему преко, яко ангеди вси не имѣютъ плотскаго въ себѣ
ничего, ни власовъ, ни криль, ни главъ, ни рукъ человѣческихъ:
зане дуси суть. А пишутся они по плотскому виду того ради,
понеже инако не возможно написати ангела и души, и Бога са¬
мого на иконѣ... И то они, батки, поставили въ хулу мнѣ по
рвенію, Аввакумъ писалъ глухо, бутто азъ бѣдной, такой и ся¬
кой, отъ сновъ прельстился и ,с ума сбрелъ. Не постави имъ,
Господи, въ грѣхъ сего!» Ссылка на сочиненія св. Діонисія Арео¬
пагита дѣлалась, вѣроятно, примѣнительно къ мнѣніямъ Авва¬
кума и Лазаря о лицахъ св. Троицы, такъ какъ приводилось,
* по словамъ Ѳедора, названіе Сына Божія и Духа Святаго «66- ■*) Ркп. Чѳрниг. дух. сѳѵ. № 136, ст. 16. Хр. Чт. 1897 г., іюль, стр. 80—81. ОідШгесІ Ьу ^лоояіе